.
домой
.
Министерство образования
и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Сибирская государственная геодезическая академия"
(ГОУ ВПО "СГГА")
Кафедра
прикладной информатики
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_____________В.А. Ащеулов
"____ " __________ 2007 г
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА
Учебное пособие
для подготовки студентов технических специальностей
по базовому курсу "Информатика"
.
-
Цели
и задачи дисциплины
Курс
Информатика должен дать представление студентам об основных понятиях
информатики, обучить практическим навыкам работы со средствами вычислительной
техники. Так как основной задачей информатики является внедрение средств
и методов работы, автоматизирующих операции с данными, необходимо
обучить студентов работе с офисными приложениями, которые могут быть
использованы как непосредственно во время учебы, так и в будущей профессиональной
деятельности.
- Требования
к уровню освоения содержания дисциплины
Специалист,
прошедший курс "Информатика", должен знать:
-
основные
устройства ПЭВМ,функциональную схему компьютера;
-
операционные системы (назначение,состав,возможности);
-
основы редактирования документов с помощью текстового процессора;
-
основные приёмы работы с электронными таблицами ЭТ;
-
базы данных;
-
компьютерную графику;
-
языки программирования высокого уровня;
-
глобальные
и локальные сети.
Должен
уметь:
-
применять команды операционных систем при работе с файлами и каталогами;
-
создавать документы и выполнять основные операции с текстом в текстовом
процессоре и все работы, связанные с оформлением документа;
-
пользоваться электронными таблицами для решения уравнений, систем
уравнений, строить диаграммы и графики по полученным данным;
-
работать с базами данных;
- использовать
математические пакеты для работы с матрицами, для решения уравнений,систем
уравнений,построения графиков;
- использовать
математические пакеты для работы с матрицами, для решения уравнений,систем
уравнений,построения графиков;
- создавать
приложения в современных средах ускоренной разработки программ;
- выполнять
работы, связанные с архивацией и разархивацией данных;
- работать
в компьютерных сетях.
Должен иметь представление:
- об
информации, методах её хранения,обработки и передачи;
- об
Интернет;
- о
тенденциях развития вычислительной техники.
-
Объём
дисциплины и виды учебной работы
Вид
учебной работы |
Всего
часов |
Семестры |
1 |
2 |
Общая трудоёмкость дисциплины |
200 |
72 |
128 |
Аудиторные
занятия |
104 |
36 |
68 |
Лекции |
52 |
18 |
34 |
Практические
занятия (ПЗ) |
- |
|
|
Семинары (С) |
- |
|
|
Лабораторные
работы (ЛР) |
52 |
18 |
34 |
Самостоятельная
работа |
96 |
36 |
60 |
Курсовой
проект (работа) |
- |
|
|
Расчётно-графические
работы |
- |
|
|
Реферат |
- |
|
|
Учебная практика
(недель) |
|
|
|
Вид итогового
контроля (зачёт, экзамен) |
- |
зачёт |
экзамен |
- Содержание
дисциплины
4.1. Разделы дисциплины
и виды занятий
N
п/п |
Раздел
дисциплины |
Лекции |
ПЗ
(или С) |
ЛР |
1 |
Общие
понятия информатики
|
* |
|
* |
2 |
Программные средства реализации информационных процессов
|
* |
|
* |
3 |
Алгоритмизация
и программирование
|
* |
|
* |
4 |
Локальные
и глобальные сети ЭВМ
|
* |
|
* |
4.2 .Содержание
разделов дисциплины
1.
Общие понятия информатики
1.1.
Определение информатики.
Понятие информации и количества информации. Документ. Документальная
информация. Основы защиты информации, являющейся государственной тайной.
Методы защиты информации.
1.2. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления
информации.
1.3. Технические средства реализации информационных процессов. Состав
ПК. Назначение основных устройств. Функциональная схема ПК.
2. Программные средства реализации информационных процессов
2.1. Разновидности программ. Операционные системы.
Назначение и принципы работы операционных систем. Классификация ОС.
Компьютерные вирусы.Защита от вирусов.
2.2. МSDOS, основные модули. Приглашение MSDOS. Команды.
Работа с файлами и каталогами в МSDOS. Назначение программных оболочек.
NОRТОN СОММАNDER
2.3. Операционная система WINDOWS. Основные понятия.
Папки,приложения, документы. Элементы интерфейса WINDOWS.
Управление файловой системой. Настройка WINDOWS. Справочная служба
WINDOWS.
2.4. Приложения WINDOWS
2.4.1.
Текстовый процессор MS WORD
Окно процессора MS WORD, панели инструментов, режимы создания документов.
Настройка MS WORD.Операции с текстом.Форматирование символов и абзацев.
Оформление страницы документа.Понятие о шаблонах и стилях.
Работа с таблицами и списками. Создание диаграмм.Вставка рисунков.Редактор
формул.
2.4.2. Электронные таблицы ЕХСЕL
Документ ЕХСЕL. Создание, загрузка, редактирование и сохранение.
Окно программы ЭТ.ЕХСЕL. Книга, лист, ячейка ЕХСЕL, абсолютный и
относительный адрес, диапазон ячеек. Вычисления с помощью ЭТ. Формулы,
копирование формул. Мастер функций. Построение графиков и диаграмм.
Работа с матрицами. Решение уравнений и систем уравнений. Оформление
документа.
2.4.3. Базы данных
Системы управления базами данных (СУБД). Назначение и основные понятия.
СУБД. Объекты СУБД. Структура базы данных. Поля, их свойства, типы
данных. Создание таблиц, форм, отчётов запросов. Межтабличные связи.
Безопасность баз данных. Основные вопросы проектирования баз данных.
Работа с базами данных в СУБД ACCESS.
2.4.4
Компьютерная графика. Графические редакторы. Редактор PAINT
3. Алгоритмитизация и программирование
3.1. Модели решения функциональных и вычислительных задач.
3.1.1. Моделирование объектов и процессов. Решение
задач на ПЭВМ. Постановка задачи. Понятие алгоритма. Виды алгоритмов.Исполнители
алгоритмов. Блок схемы алгоритмов. Математическая модель задачи.
3.2.
Языки программирования высокого уровня. Программное обеспечение
и технология программирования.
3.2.1. Интегрированная инструментальная оболочка Вогlаnd Раscal.
3.2.2. Язык Вогland Рascal.
Основы построения программ на Вогland Раscal 7.0. Структура программы.
Типы данных. Классификация типов. Операторы языка программирования
Вогland Раscal 7.0. Подпрограммы. Структурированные типы данных.
Модуль UNIТ. Графика.
3.2.3. Визуальное объектно-ориентированное программирование
Работа в среде DELPHI. Интерфейс DELPHI. Окна DELPHI.
Палитра компонентов. Разработка приложения. Создание интерфейса
приложения. Определение функциональности приложения.
4. Алгоритмитизация и программирование
4.1. Компьютерные сети
4.2.
Интернет. Основные понятия.
4.3.
Броузеры. Поиск информации в WWW с помощью броузера Internet Explorer.
4.4.
Электронная почта, телеконференции и видеоконференции.
- Лабораторный
практикум
N
п/п |
N
раздела дисциплины |
Наименование
лабораторных работ |
1 |
2 |
WINDOWS. Работа
с файловой системой |
2 |
3 |
Знакомство
с инструментальной оболочкой Borland Pascal |
3 |
3 |
Программирование
линейных и разветвляющихся структур |
4 |
3 |
Программирование
циклических структур |
5 |
3 |
Работа с массивами
и подпрограммами |
6 |
3 |
Работа с графикой
|
7 |
3 |
Создание приложений
в DELPHI. |
8 |
2 |
Текстовый редактор
MS WORD |
9 |
2 |
Электронные
таблицы MS EXCEL |
10 |
2 |
Работа с базами
данных в MS ACCESS |
-
Учебно-методическое
обеспечение дисциплины
6.1. Основная рекомендуемая литература:
-
Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. Симоновича С.В.
- СПб.: Питер, 2005. - 640 с.
- Могилев А.В.,
Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика. - М.: Academia, 2004. - 848 с.
- Информатика
для юристов и экономистов / Под ред. Симоновича С.В. - СПб.: Питер,
2001. - 688 с.
-
Румянцева Е.Л., Слюсарь В.В. Информационные технологии. - М.:
Форум, Инфра-М, 2007. - 256 с.
6.2.
Дополнительная рекомендуемая литература:
-
Информатика: учебник / Под общ. ред. А.Н. Данчула. - М.: Изд-во
РАГС, 2004. - 528 с.
-
Гук М.Ю. Аппаратные средства IBM PC: энциклопедия. - СПб.: Питер,
2001. - 816 с.
-
Унру
Н.Э. Основы организации ЭВМ и систем: учеб. пособие. - Новосибирск:
СГГА, 1999. - 113 с.
-
Шагурин И.И., Бердышев Е.М. Процессоры семейства Intel P6. Pentium,
Pentium II, Pentium III и др. - СПб.: Питер, 2001. - 260 с.
- Гук М., Юров
В. Процессоры Pentium 4, Athlon, Duron. - СПб.: Питер, 2001. - 512
с.
-
Цилькер Б.Я., Орлов С.А. Организация ЭВМ и систем: учебник для
вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 668 с.
- Бройдо В.Л.,
Ильина О.П. Архитектура ЭВМ и систем: учебник для вузов. - СПб.:
Питер, 2006. - 718 с.
-
Колесниченко О., Шишигин И. Аппаратные средства PC, 4-е изд.,
перераб. и доп. - СПб.: БХВ - Петербург, 2001. - 847 с.
- Нортон П.,
Гудман Дж. Внутрений мир персональных компьютеров, 8-е изд. /Пер.
с англ. - Киев: Диа-Софт, 1999. - 584 с.
- Перегудов
Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа: учеб., 2-е изд.,
доп. - Томск: Изд-во НТЛ, 1997. - 396 с.: ил.
-
Демьяненков В.З. Проблема понимания как предмет вычислительной
лингвистики // Лингвистическое обеспечение информационных систем.
- М., 1987.
-
Седов Л.И. Теория подобия и размерности в механике. - М.: ГИТТЛ,
1954.
-
Советов Б.Я., Яковлев
С.А. Моделирование систем: учеб. для вузов, 3-е изд., перераб.
и доп. - М.: Высш. шк., 2001. - 343 с.: ил.
- Веников В.А.,
Веников Г.В. Теория подобия и моделирования. - М.: Высш. шк., 1984.
- Вовк И.Г.
Введение в математическое моделирование: учеб. пособие. - Новосибирск:
СГГА, 1997. - 45 с.
-
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: учеб.
для 10 - 11 классов. - М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний",
2003. - 512 с.: ил.
- Бешенков С.А.,
Ракитина Е.А. Моделирование и формализация: метод. пособие. - М.:
Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2002. - 336 с., ил.
-
Белов П.Г. Системный анализ и моделирование опасных процессов
в техносфере: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -
М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 512 с.
- Введение в
математическое моделирование / Под ред. П.В. Турусова. - М.: Инермеи
инжиниринг, 2000.- 336 с.
-
Дюбуа Д., Прад А. Теория
возможностей: приложения к представлению знаний в информатике
/ Пер. с франц. - М.: Радио и связь, 1990.
6.3.
Методические пособия и указания
1. Егорова С.А., и др. Информатика. Метод. Указания к лабораторным
работам для студентов 1-го и 2-го курсов. - Новосибирск: СГГА, 1999.
2. Мазуров Б.Т. Знакомство с DELPHI. - Новосибирск: СГГА, 2003 г.
- Материально-техническое
обеспечение дисциплины
Дисплейный класс
с персональными компьютерами и необходимым программным обеспечением.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным
стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки
дипломированного специалиста 200203 - Оптикоэлектронные приборы и системы,
200107 - Технология приборостроения(оптика) и 200200 - Оптотехника,
утверждённым Минобразованием России 17.03.2000 г.
Программу
составила:
Артемьева Нина Петровна, ст.преподаватель Сибирской Государственной
Геодезической академии (СГГА).
Рабочая
программа обсуждена на заседании кафедры вычислительной математики________
г.
Заведующий
кафедрой______________________________________ Суздалев А.С.
Программа
одобрена Учебно-методическим советом Института оптики и оптических технологий
СГГА.
Председатель ____________________________________________Ушаков О.К.
" _________2007 г. Протокол N_____
.
Новосибирск 2007 г.
домой
|