ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

 

Назад
Далее

 

 

Основные транспортные средства и их выбор

 

В табл. 6 перечислены основные транспортные средства, применяемые для внешнего, межцехового и внутрицехового транспорта.


Таблица 6

Основные виды
транспортных
средств
Транспорт
внешний
межцеховой
внутрицеховой
Средства
железнодорожного
транспорта
Тепловозы, паровозы, мотовозы, электровозы, вагоны общего и различного специального назначения, цистерны, контейнеры Вагонетки и тележки широкой и узкой колеи
Средства безрельсового транспорта Автомобили, тягачи, тракторы на колесном и гусеничном ходу, различные прицепы к ним, контейнеры Ручные тележки с подъёмной и постоянной платформой

Электрокары, автокары, электро- и автопогрузчики, автотягачи, штабеллеры
Подъёмно-транспортные средства

Краны железнодорожные, автомобильные и тракторные, междуэтажные лифты Мостовые краны и кран-балки, велосипедные и поворотные краны, лебедки, пневматические подъёмники
Монорельсовые пути с тельферами, электрическими и ручными талями
Конвейеры

Ленточные, цепные (пластинчатые, круговые подвесные, сборочные и др.) конвейеры с автоматическим адресованием и программным управлением
Бесприводные транспортные средства

Межэтажные спуски Рольганги, скаты, спуски, лотки
Установочное и вспомогательное ко всем видам транспортных средств Стационарные и передвижные механизмы и устройства в виде манипуляторов, адресователей, отсекателей, сталкивателей, остановов, сортирующих устройств, весов, счётчиков, стандартной тары, поддонов

 

Выбор транспортных средств для конкретных местных условий должен подчиняться следующим требованиям:

  1. Избранное транспортное средство должно отвечать всей совокупности показателей данного грузопотока. К их числу следует в первую очередь отнести:

    а) мощность грузопотока (т, шт., м3);

    б) расстояние и трассу перемещения;

    в) массу одной штуки, габаритные размеры;

    г) физико-механические свойства груза.

Рассмотрим, как эти показатели влияют на выбор средств для внешнего и межцехового транспорта. При наличии мощных потоков проката, угля, формовочной смеси и других грузов, доставляемых на завод железнодорожным транспортом, вполне обоснованно применение рельсового транспорта широкой колеи, связывающего станцию примыкания со складами завода.

Однако для межцеховых перевозок этот вид транспорта неудобен, т. к. он обладает плохой маневренностью, требует значительного времени на пробеги, обусловленные угловыми заездами.

Поэтому рельсовый транспорт применяется для межцеховой связи только на заводах тяжелого машиностроения с развитыми металлургическими цехами, где имеются мощные грузопотоки или где возникает необходимость перевозки тяжелых (8-10 т и выше) отливок и поковок, а также сварных металлоконструкций.

Во всех других случаях для межцеховых перевозок целесообразно применять оборудование безрельсового транспорта, монорельсовые пути, конвейеры и некоторые другие подъёмно-транспортные машины.

Однако и здесь выбор оборудования во многом зависит от показателей грузопотока.
Например, автомобильные перевозки между цехами оправдывают себя только при больших пробегах, так как в обычных условиях, когда расстояния между цехами и складами относительно малы, важное преимущество автомобиля - значительная скорость движения - не может быть полностью использовано.

Поэтому для безрельсовых перевозок, характеризующихся относительно небольшими грузопотоками и короткими маршрутами, широко используются электрокары и автокары.
  1. Транспортное средство в наибольшей мере должно отвечать технологическим и организационным особенностям обслуживаемого им производственного процесса.
Например, в условиях поточного производства наилучшие результаты дают конвейеры, работающие в одном ритме с технологическим оборудованием. Выбор мостовых кранов в литейных цехах по грузоподъёмности и рабочим скоростям должен быть согласован с особенностями технологического процесса формовки, сборки и заливки форм.
  1. Транспортные средства должны обеспечить максимальную производительность труда на обслуживаемом участке или рабочем месте, а также наиболее благоприятные условия труда, в частности, условия минимальной утомляемости рабочих.

  2. Необходимость согласования характеристик транспортных средств, работающих на смежных участках, с целью комплексной механизации транспортных и погрузочно-разгрузочных работ.

На каждом предприятии должна быть разработана единая транспортно-технологическая схема производственного процесса, основанная на взаимодействии подъёмно-транспортного и технологического оборудования.

 

 

 
Назад
 
Далее


© Сибирская государственная геодезическая академия (СГГА), 2006