Культура речи вырабатывает навыки
отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения,
помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в
речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами.
Выбор необходимых для данной цели
языковых средств – основа коммуникативного
аспекта культуры речи.
Коммуникативный аспект культуры речи предполагает умение выбрать и
организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения
способствуют достижению поставленных задач коммуникации.
Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий
теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные
качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия.
В соответствии с требованиями коммуникативного
аспекта культуры речи, носители языка должны владеть функциональными
разновидностями языка, а также ориентироваться на прагматические условия
общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая
выбор и организацию речевых средств.
Одно из значений слова "коммуникация"
– сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц, общение.
Поскольку в акте общения принимают
участие адресант (создатель информации) и адресат / адресаты (воспринимающие
информацию), то важно определить, какими коммуникативными качествами
должна обладать речь говорящего, чтобы адресат правильно декодировал
её, адекватно воспринимал и был заинтересован в получении информации.
К коммуникативным качествам речи, которые оказывают наилучшее воздействие
на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными
целями и задачами, относятся:
- точность ,
- понятность,
- богатство
и разнообразие речи,
- чистота,
- выразительность.
.
|