Под речевой деятельностью понимается речь как процесс. Речевая деятельность
человека является самой распространенной и самой сложной.
Особенность речевой деятельности состоит
в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности
как необходимый компонент. По данным исследователей, человеческая
деятельность на две трети состоит из речевой.
Речевая деятельность имеет социальный характер, так как для её осуществления
требуется минимум два человека. В процессе речевого взаимодействия
субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память.
Помимо непосредственных участников – говорящего (А1
– адресант) и слушающего (А2
– адресат), обычно меняющихся ролями, во-первых, необходим предмет
речи (D), т. е. то,
о чём говорят и по поводу чего происходит обмен информацией; во-вторых,
необходимо знание языка (L);
в-третьих, необходимо само высказывание (V).
Именно оно оказывается центром коммуникативного взаимодействия, вокруг
которого расставляются все остальные составляющие речевой деятельности.

Речевая деятельность есть процесс,
который складывается из деятельностных актов. Их характер, содержание
зависят от различных ситуаций, в которые попадает человек. Речевые
ситуации бывают разнообразными, но этапы осуществления в основном
одни и те же.
Первый
этап
порождения высказывания.
В какой бы речевой ситуации ни оказался человек, он должен прежде
всего сориентироваться в сложившейся обстановке, осознать, чем следует
руководствоваться. В результате обдумывания рождается внутренний план
высказывания.
На втором этапе происходит
порождение, структурирование высказывания. Из памяти извлекаются нужные
языковые единицы, строятся предложения.
Третий этап
– реализация – самый ответственный. Речь, высказывание – продукт речевой
деятельности.
По речи можно определить многое: психологическое
состояние говорящего, целевое назначение, коммуникативную значимость,
отношение говорящего к собеседнику.
Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому
важен результат, о нем судят по обратной связи, по тому, как реагируют
на высказывание.
Реагирование может быть выражено словесно,
передано невербальными средствами общения, поведением адресата / адресатов.
Реакция на речь служит ее оценкой. Контроль – очень важный компонент
речевой деятельности.