Деловой этикет
Всё большее распространение в деловых
кругах, особенно в последнее время, получает деловой этикет, отражающий
опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп.
Деловой этикет предусматривает соблюдение
норм поведения и общения. Степень владения речевым этикетом определяет
степень профессиональной пригодности человека. Это прежде всего относится
к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, менеджерам,
предпринимателям, журналистам, работникам сферы обслуживания, то есть
к тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми.
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает
доверие и уважение.
Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных
профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, способствует
повышению как речевой, так и общей культуры общества.
Следование правилам речевого этикета
членами коллектива того или иного учреждения, предприятия и т. д.
создает благоприятное впечатление и поддерживает положительную репутацию
всей организации.
В повседневной деловой обстановке (деловая, рабочая ситуация) также
используются формулы речевого этикета. Например, при подведении итогов
работы, при определении результатов чего-либо, при организации каких-либо
мероприятий возникает необходимость кого-то поблагодарить или, наоборот,
вынести порицание, сделать замечание.
В любой организации у кого-то может
появиться необходимость дать совет, высказать предложение, обратиться
с просьбой, выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то.
В деловой ситуации используются особые
речевые клише (например, обращение с просьбой должно быть деликатным,
предельно вежливым, но без лишнего заискивания: Если
Вас это не затруднит…).
Среди деловых людей любого ранга
принято решать особенно важные для них вопросы в полуофициальной обстановке.
В соответствии с ситуацией меняется и речевой этикет, он становится
менее официальным, приобретает непринужденный эмоционально-экспрессивный
характер. Но и в такой обстановке соблюдается субординация, не допускается
фамильярный тон выражений, речевая распущенность.