ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ

 

 

 

 

Сфера употребления публицистического стиля речи – общественные, экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики – статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Все эти тексты выполняют две функции: коммуникативную и волюнтативную.

Основное свойство современных публицистических текстов – соединять противоположное, казалось бы, несоединимое:


стандарт и образность, логичность и эмоциональность, оценочность и доказательность, доходчивость и лаконичность, информативную насыщенность и экономию языковых средств.


Это свойство ярче всего проявляется в лексике публицистического стиля. На фоне нейтральных слов и выражений заметно характерное для публицистических текстов соединение клише и метафор, сравнений, эпитетов; высокой книжной и разговорно-просторечной лексики.

Отличительная черта публицистического стиля – употребление газетизмов (лексики газет и журналов), особенно заметно появление большого количества иностранных слов, неологизмов. Широко представлена профессиональная журналистская лексика.

Соединение "высокого" и "низкого" проявляется и на словообразовательном уровне.

С одной стороны, в текстах публицистического стиля много слов с суффиксами -ость, -ств-, -еств-, -ни-, -изм:

личность, сотрудничество, экстремизм,

 

с другой стороны, слова образуются с помощью суффиксов -к-, -щин-, -нич:

разборка, дедовщина, миндальничать.

 

Употребительны в публицистическом стиле слова с приставками не-, по-, меж-, сверх-, суффиксами -ому-, -ему-, -и-, -ски:

неуклонный, несгибаемый человек, по-хозяйски, по-новому,

 

а также формы страдательных причастий прошедшего времени:

образован, ознаменован, организован

 

и слова, образованные путем сложения:

либерал-демократический, общественно-политический.

 

 

© Сибирская государственная геодезическая академия (СГГА), 2006