Сфера употребления публицистического
стиля речи – общественные, экономические, политические, культурные
отношения.
Жанры публицистики – статья в газете,
журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная
речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
Все эти тексты выполняют две функции:
коммуникативную и волюнтативную.
Основное свойство современных публицистических
текстов – соединять противоположное, казалось бы, несоединимое:
стандарт и образность,
логичность и эмоциональность, оценочность и доказательность, доходчивость
и лаконичность, информативную насыщенность и экономию языковых
средств.
|
Это свойство ярче всего проявляется в лексике публицистического стиля.
На фоне нейтральных слов и выражений заметно характерное для публицистических
текстов соединение клише и метафор, сравнений, эпитетов; высокой книжной
и разговорно-просторечной лексики.
Отличительная черта публицистического
стиля – употребление газетизмов (лексики газет и журналов), особенно
заметно появление большого количества иностранных слов, неологизмов.
Широко представлена профессиональная журналистская лексика.
Соединение "высокого" и
"низкого" проявляется и на словообразовательном
уровне.
С одной стороны, в текстах публицистического
стиля много слов с суффиксами -ость, -ств-, -еств-, -ни-, -изм:
личность,
сотрудничество, экстремизм, |
с другой стороны, слова образуются
с помощью суффиксов -к-, -щин-, -нич:
разборка,
дедовщина, миндальничать. |
Употребительны в публицистическом
стиле слова с приставками не-, по-, меж-, сверх-, суффиксами -ому-,
-ему-, -и-, -ски:
неуклонный,
несгибаемый человек, по-хозяйски, по-новому, |
а также формы страдательных причастий
прошедшего времени:
образован,
ознаменован, организован |
и слова, образованные путем сложения:
либерал-демократический,
общественно-политический. |