Сегодня наука – важнейший
фактор жизнедеятельности человека: так или иначе, каждый человек ежедневно
сталкивается с результатами её исследования, пользуется тем, что даёт
наука. Продукты научной деятельности, её исследования подчинены особой
форме изложения, которая именуется научным стилем.
В России научный стиль стал складываться в первые десятилетия ХVIII
в., когда стала создаваться научная терминология. Научные труды М.В.
Ломоносова и его учеников ускорили формирование научного стиля, а
окончательно он сложился во второй половине ХIХ в. – в период научной
деятельности крупнейших ученых того времени.
Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера
самих наук (математика, физика, филология), что позволяет говорить
о специфике стиля в целом.
Основное назначение
всех научных произведений – изложение полученных путём исследования
данных, знакомство читателя с научной информацией.
Отсюда проявление
основных черт научного стиля:
- монологический
характер речи,
- логичность,
- отвлечённость,
-
обобщённость изложения,
- стремление
автора к точности,
- сжатость
выражения при сохранении насыщенности
содержания (поэтому нередко научный стиль называют "сухим",
безэмоциональным).
|
Отвлечённость и обобщённость речи проявляется, прежде всего, в лексике:
почти каждое слово в научном тексте обозначает не конкретное, а общее
понятие или абстрактное явление.
Например:
Дуб
растёт в разнообразных почвенных условиях.
Дуб
обладает большой теплопроизводительностью.
|
Как видно, в отрывке
из научного текста речь идёт не о конкретном дереве, а о дубе вообще,
о дубе как породе дерева.