СТИЛЕОБРАЗУЮЩИЕ ЧЕРТЫ НАУЧНОЙ РЕЧИ

 

 

 

Сегодня наука – важнейший фактор жизнедеятельности человека: так или иначе, каждый человек ежедневно сталкивается с результатами её исследования, пользуется тем, что даёт наука. Продукты научной деятельности, её исследования подчинены особой форме изложения, которая именуется научным стилем.


В России научный стиль стал складываться в первые десятилетия ХVIII в., когда стала создаваться научная терминология. Научные труды М.В. Ломоносова и его учеников ускорили формирование научного стиля, а окончательно он сложился во второй половине ХIХ в. – в период научной деятельности крупнейших ученых того времени.


Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера самих наук (математика, физика, филология), что позволяет говорить о специфике стиля в целом.

Основное назначение всех научных произведений – изложение полученных путём исследования данных, знакомство читателя с научной информацией.

Отсюда проявление основных черт научного стиля:


  • монологический характер речи,


  • логичность,


  • отвлечённость,


  • обобщённость изложения,


  • стремление автора к точности,


  • сжатость выражения при сохранении насыщенности содержания (поэтому нередко научный стиль называют "сухим", безэмоциональным).



Отвлечённость и обобщённость речи проявляется, прежде всего, в лексике: почти каждое слово в научном тексте обозначает не конкретное, а общее понятие или абстрактное явление.

Например:

Дуб растёт в разнообразных почвенных условиях.

Дуб обладает большой теплопроизводительностью.

 

Как видно, в отрывке из научного текста речь идёт не о конкретном дереве, а о дубе вообще, о дубе как породе дерева.

 

 

© Сибирская государственная геодезическая академия (СГГА), 2006