СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

 

 

 

 

Синтаксис текстов публицистического стиля имеет свои особенности:

 


  • преимущественное использование простых предложений;

  • употребление неполных и номинативных предложений, особенно в заголовках;

  • характерны градации – однородные члены предложения, расположенные в порядке возрастания или убывания (слово – дело – результат), риторические вопросы, обращения, вопросительные, восклицательные предложения, вводные конструкции;

  • имеют место антитеза, инверсия, анафора, параллелизм в строении предложений (закон нужно уважать – инверсия);

  • встречается парцелляция – членение предложения, при котором содержание реализуется в нескольких отрезках, отделенных друг от друга знаками препинания и паузами (Пригласил прийти. Завтра. Или послезавтра).

 

На текстовом уровне тоже проявляется неоднородность, противоречивость публицистического стиля. Рассуждение, повествование, описание встречаются не только в рамках стиля вообще, но зачастую и в рамках одного текста.

Публицистический текст, как правило, имеет свободную композицию (очерк, статья); в некоторых жанрах (заметка, информационное сообщение) преобладают тексты стереотипной структуры.

Для текстов публицистического стиля характерны фактическая информация, тематические и синтаксические средства связи.

Средства воздействия на адресата в публицистике преимущественно эмоциональные и, в меньшей степени, логические.

Тип реакции адресата на публицистический текст – это восприятие и оценка.

Тексты публицистического стиля формально монологичны, но, по сути, это всегда диалог с читателем, зрителем, слушателем. Значительно варьируется размер текста (ср.: заметка и мемуары); возможны графические и звуковые средства его оформления.

 

 

© Сибирская государственная геодезическая академия (СГГА), 2006