Синтаксис текстов публицистического
стиля имеет свои особенности:
- преимущественное использование
простых предложений;
- употребление неполных
и номинативных предложений, особенно в заголовках;
- характерны градации
– однородные члены предложения, расположенные в порядке возрастания
или убывания (слово – дело – результат), риторические вопросы,
обращения, вопросительные, восклицательные предложения, вводные
конструкции;
- имеют место антитеза,
инверсия, анафора, параллелизм в строении предложений (закон
нужно уважать – инверсия);
- встречается парцелляция
– членение предложения, при котором содержание реализуется
в нескольких отрезках, отделенных друг от друга знаками препинания
и паузами (Пригласил прийти. Завтра. Или послезавтра).
|
На текстовом
уровне тоже проявляется неоднородность, противоречивость публицистического
стиля. Рассуждение, повествование, описание встречаются не только
в рамках стиля вообще, но зачастую и в рамках одного текста.
Публицистический текст, как правило,
имеет свободную композицию (очерк, статья); в некоторых жанрах (заметка,
информационное сообщение) преобладают тексты стереотипной структуры.
Для текстов публицистического стиля
характерны фактическая информация, тематические и синтаксические средства
связи.
Средства воздействия на адресата в
публицистике преимущественно эмоциональные и, в меньшей степени, логические.
Тип реакции адресата на публицистический
текст – это восприятие и оценка.
Тексты публицистического стиля формально
монологичны, но, по сути, это всегда диалог с читателем, зрителем,
слушателем. Значительно варьируется размер текста (ср.: заметка и
мемуары); возможны графические и звуковые средства его оформления.