ЧАСТЬ 3

ИНФОРМАТИКА

Электронное учебно-методическое пособие

 

 
 


Файлы модулей

При программировании, кроме модулей в составе форм, можно использовать отдельные модули, не связанные с какой-либо формой. Они оформляются по обычным правилам языка Object Pascal и сохраняются в отдельных файлах. Для подключения модуля его имя указывается в разделе uses того модуля или проекта, который использует средства этого модуля.


Файл ресурсов

При первом сохранении проекта автоматически создаётся файл ресурсов (.res) с именем, совпадающим с именем проекта. Файл ресурсов может содержать ресурсы:

  • пиктограммы;

  • растровые изображения;

  • курсоры.

Перечисленные компоненты являются ресурсами Windows. Первоначально файл ресурса содержит пиктограмму проекта (по умолчанию, изображение факела). Для работы с файлами ресурсов используется графический редактор Image Editor, который можно вызвать командой Tools | Image Editor.


Параметры проекта

Для установки параметров проекта используется окно параметров проекта (Project Options), вызываемое командой Project | Options (Проект | Параметры).

В этом окне можно задать главную форму приложения, задать справочный файл или сменить пиктограмму приложения.


Файл проекта

Файл проекта является центральным файлом проекта и представляет собственно программу. Для приложения, включающего в свой состав одну форму, файл проекта имеет вид [3]:

Program Project1;
Uses
Forms,
Unit1 in ‘Unit1.pas’{Form1};
{$R *.RES}
Begin
Application.Initialize;
Application.CreateForm(TForm1, Form1);
Application.Run;
End.
Имя проекта – Project1.

Компиляция выполняется с помощью меню или клавишами Ctrl +F9. В результате компиляции создаётся готовый к выполнению файл с расширением .exe или динамически загружаемая библиотека с расширением .dll.

Выполнение проекта осуществляется клавишей F9. При зацикливании завершить приложение можно командой Run | Program Reset или Ctrl + F2.


Разработка приложения

Разработка приложения включает:

  • создание интерфейса приложения;

  • определение функциональности приложения.

Интерфейс приложения определяет способ взаимодействия пользователя и приложения, т. е. внешний вид формы. Интерфейс создаётся путём размещения в форме компонентов, которые называются интерфейсными или управляющими компонентами, и выполняется с помощью конструктора формы.

Функциональность приложения определяется процедурами, которые выполняются при возникновении определенных событий, например, при действиях пользователя с управляющими элементами формы. В процессе создания приложения на форму помещаются компоненты, для которых создаются обработчики событий.


Создание интерфейса приложения

Интерфейс приложения составляют компоненты, которые разработчик выбирает из Палитры компонентов и размещает на форме. При этом выполняются следующие операции:

  • выбор компонента в Палитре компонентов и размещение на форме;

  • изменение свойств компонента.

Выбор компонента выполняется щелчком мыши на нужном компоненте, в результате пиктограмма принимает утопленный вид и, если щёлкнуть на свободном месте формы, на ней появится выбранный компонент и его пиктограмма принимает обычный вид.

Пиктограммы компонентов отражают назначение компонентов. В обозначении типа объектов Delphi, в том числе и компонент, указывается буква T. Это означает, что объект принадлежит классу T, например, TForm1, T – это имя класса, созданного по образцу стандартного класса TForm.


Классы в Delphi [3]

Классы в Delphi – это функционально-законченные фрагменты программ, которые являются образцами для создания подобных себе экземпляров. Однажды создав класс, программист может включать его экземпляры в разные места одной и той же программы или в другие программы.

Такой подход способствует максимально высокой продуктивности программирования. Каждый компонент принадлежит строго определённому классу и все конкретные экземпляры компонентов, вставленных в форму, получают имя класса с добавлением числового индекса.

По соглашению, используемому в Delphi, все имена классов начинаются с буквы Т. Таким образом, Tform1 означает имя класса, созданного по образцу стандартного класса Tform. В состав Delphi входит более сотни классов, созданных программистами корпорации Borland (так называемых стандартных классов).

Совокупность стандартных классов определяет возможности этой системы программирования. Вновь создаваемые классы наследуют все поля родительского класса и могут быть дополнены другими полями. При добавлении компонента в файле описания класса формы добавляется строчка

<название компонента>:<тип компонента>;

например,

Tbutton1: Tbutton;


После размещения компонента на форме, можно изменять положение и размеры компонента с помощью мыши, а также его свойства (Properties) в окне Инспектора объектов (Object Inspector).

Свойства компонента реализуют способ доступа к полям в окне Инспектора объектов, если компонент выделен маркерами. Свойства находятся в левой части Инспектора объектов.

Свойства – это атрибуты, определяющие способ отображения и функционирования компонентов при выполнении приложения и могут быть изменены или заданы в правой части Инспектора объектов.

Для утверждения нового значения следует нажать <Enter>, для отмены – нажать <ESC>. Среда Delphi обеспечивает автоматизированный набор кода при вызове свойств и методов объектов и записи стандартных конструкций. При выполнении приложения значения свойств компонентов (доступных в окне Инспектора объектов) можно изменять с помощью операторов присваивания.

 

 


© Сибирская государственная геодезическая академия (СГГА), 2011