ЧАСТЬ 3

ИНФОРМАТИКА

Электронное учебно-методическое пособие

 

 
 

 

2.5.13. Операторы (инструкции) языка Object Pascal

Операторы представляют собой законченные предложения языка, которые выполняют некоторые действия над данными.

Операторы можно разделить на простые и структурированные.

Операторы разделяются между собой точкой с запятой.

Лишняя точка с запятой обозначает пустую инструкцию и не является синтаксической ошибкой.


Простые операторы

Простыми операторами называются операторы, которые не содержат в себе других операторов. К ним относятся:

  • оператор присваивания;

  • оператор безусловного перехода Goto;

  • вызов процедуры;

  • пустой оператор – пустым оператором считается лишняя «;».


Оператор присваивания

Инструкция присваивания является основной инструкцией языка.

Формат:
имя переменной := выражение;

При выполнении оператора вычисляется значение выражения, стоящее справа от знака присваивания, и результат записывается в переменную, имя которой стоит слева от знака присваивания.


Примеры:

Summa := 10;
s:=(a+b)/2;
s:=sgr(r)*pi;
k:=k+1;
REZ:=(k>o) and (k<10).

Тип переменной и тип выражения должны быть одинаковыми либо совместимыми для присваивания.


Совместимость типов при присваивании:

  • вещественный := целый (но не наоборот);

  • строковый := символьный (но не наоборот).

Нельзя записывать:

x:=y:=0;

Вместо имени переменной можно указывать элемент массива или поле записи.


Оператор безусловного перехода Goto

Оператор безусловного перехода означает «перейти к» и применяется в случае, когда необходимо выполнить не следующий по порядку оператор, а какой-либо другой, обозначенный меткой. Меткой может быть идентификатор или целое число в диапазоне 0..9999.

Формат:
goto <метка>;

При использовании оператора необходимо помнить: метка, на которую передаётся управление, должна быть описана в разделе описания меток.

Обычно оператор Goto используется для преждевременного выхода из цикла или при обработке ошибок.


Вызов процедуры

Процедура – это структурная единица, в которой запрограммирован завершённый алгоритм, т. е. любая процедура, выполняя определённые операции, решает конкретную задачу. В Object Pascal созданы библиотеки (модули) стандартных процедур. Основная библиотека (модуль) – SYSTEM, загружается вместе со средой Delphi. Остальные, например, модули SysUtils, Windows могут быть загружены через раздел Uses.

Процедура вызывается на выполнение по своему имени. При обращении к процедуре после имени в круглых скобках, через запятую, могут быть указаны фактические параметры, необходимые для её выполнения.


Структурированные операторы

Структурированные операторы представляют собой структуры, построенные из других операторов по определённым правилам.

Структурированные операторы:

  • составной оператор (Begin ... end;);

  • условный оператор (If);

  • оператор выбора (Case);

  • операторы цикла (For, While, Repeat).


Составной оператор

Составной оператор – это группа из произвольного числа операторов, заключённая в операторные скобки:

Формат: begin
<оператор>;
...
<оператор>;
end;

Составной оператор воспринимается как единое целое.


Условный оператор (If)

Условный оператор позволяет в зависимости от истинности условия выполнить один или другой оператор.

Полный формат:
if <условие> then <оператор1> else <оператор2>;
Сокращённая форма записи:
if <условие> then <оператор>;

Условие – выражение логического типа.

Оператор1 и оператор2 – любой простой или составной оператор, том числе и условный оператор.

При выполнении оператора вычисляется значение выражения, записанного в условии и, если значение равно True (истина), то выполняется <оператор1>, если False (ложь), то выполняется <оператор2>.

Пример:

If х >= 0 then х:=х+1 else x:=0
If q=0 then a:=1;

 

 


© Сибирская государственная геодезическая академия (СГГА), 2011