Операторы
представляют собой законченные предложения языка, которые выполняют
некоторые действия над данными.
Операторы
можно разделить на простые и структурированные.
Операторы
разделяются между собой точкой с запятой.
Лишняя
точка с запятой обозначает пустую инструкцию и не является синтаксической
ошибкой.
Простые
операторы
Простыми
операторами называются операторы, которые не содержат в себе других
операторов. К ним относятся:
Оператор
присваивания
Инструкция
присваивания является основной инструкцией языка.
Формат:
имя переменной := выражение;
При
выполнении оператора вычисляется значение выражения, стоящее справа
от знака присваивания, и результат записывается в переменную, имя
которой стоит слева от знака присваивания.
Примеры:
Summa
:= 10;
s:=(a+b)/2;
s:=sgr(r)*pi;
k:=k+1;
REZ:=(k>o) and (k<10).
Тип
переменной и тип выражения должны быть одинаковыми либо совместимыми
для присваивания.
Совместимость типов при присваивании:
x:=y:=0;
Вместо
имени переменной можно указывать элемент массива или поле записи.
Оператор
безусловного перехода Goto
Оператор
безусловного перехода означает «перейти к» и применяется в случае,
когда необходимо выполнить не следующий по порядку оператор, а какой-либо
другой, обозначенный меткой. Меткой может быть идентификатор или целое
число в диапазоне 0..9999.
Формат:
goto <метка>;
При
использовании оператора необходимо помнить: метка, на которую передаётся
управление, должна быть описана в разделе описания меток.
Обычно
оператор Goto используется для преждевременного выхода из цикла или
при обработке ошибок.
Вызов
процедуры
Процедура
– это структурная единица, в которой запрограммирован завершённый
алгоритм, т. е. любая процедура, выполняя определённые операции, решает
конкретную задачу. В Object Pascal созданы библиотеки (модули) стандартных
процедур. Основная библиотека (модуль) – SYSTEM, загружается вместе
со средой Delphi. Остальные, например, модули SysUtils, Windows могут
быть загружены через раздел Uses.
Процедура
вызывается на выполнение по своему имени. При обращении к процедуре
после имени в круглых скобках, через запятую, могут быть указаны фактические
параметры, необходимые для её выполнения.
Структурированные
операторы
Структурированные
операторы представляют собой структуры, построенные из других операторов
по определённым правилам.
Структурированные
операторы:
-
составной оператор (Begin ... end;);
-
условный оператор (If);
-
оператор выбора (Case);
-
операторы цикла (For, While, Repeat).
Составной
оператор
Составной
оператор – это группа из произвольного числа операторов, заключённая
в операторные скобки:
Формат: begin
<оператор>;
...
<оператор>;
end;
Составной
оператор воспринимается как единое целое.
Условный
оператор (If)
Условный
оператор позволяет в зависимости от истинности условия выполнить один
или другой оператор.
Полный формат:
if <условие> then <оператор1> else <оператор2>;
Сокращённая форма записи:
if <условие> then <оператор>;
Условие
– выражение логического типа.
Оператор1
и оператор2 – любой простой или составной оператор, том числе и условный
оператор.
При
выполнении оператора вычисляется значение выражения, записанного в
условии и, если значение равно True (истина), то выполняется <оператор1>,
если False (ложь), то выполняется <оператор2>.
Пример:
If
х >= 0 then х:=х+1 else x:=0
If q=0 then a:=1;