ЧАСТЬ 3

ИНФОРМАТИКА

Электронное учебно-методическое пособие

 

 
 

 

5.2. Визуальная среда разработки C++

Различные элементы управления, такие, как кнопки, переключатели, значки и другие объекты Windows (называемые компонентами), можно перетаскивать в проектируемом окне с помощью мыши. RAD-среды называют визуальными средами разработки [11].

При запуске программы открывается визуальная среда разработки (IDE) в начальном состоянии, которая состоит из четырёх компонентов:

  1. Панели управления (рис. 5.1).

  2. Панель Инспектора объектов (Object Inspector) (рис. 5.2).

  3. Панель визуального проектировщика рабочих окон (Форма) (рис. 5.3).

  4. Окно редактора программы (рис. 5.4).

 

Просмотрщик классов. Редактор текста

Окно редактора программы, в свою очередь, состоит из двух панелей [12]:

  1. Панель просмотрщика классов (Class Exploler).

  2. Панель редактора текста программы.


Меню File (Файл) предоставляет возможность начать работу с новым приложением (New Application) или выбрать тип нового проекта в специальном диалоговом окне (New). С помощью команды Open Project (Открыть проект) выбирается любой существующий проект из дисков и каталогов. Дополнительные удобства при выборе не очень давнего проекта предоставляет команда Reopen (Открыть снова), открывающая список с именами последних побывавших в работе проектов.

Команда Open (Открыть) позволяет открыть и вызвать в поле редактора не только любой файл текущего проекта, но и любой файл того или иного типа. В открывающем диалоговом окне можно выбрать любое расширение и поискать нужный файл в любом каталоге.

Команды группы Save (Сохранить) позволяют сохранить активный файл, находящийся на верхней вкладке окна редактора программ либо под его родным именем, либо, сменив имя по команде Save As (Сохранить как). При запоминании проекта всегда имеется возможность заменить стандартное имя Project1 на более осмысленное (Save Project As). Наконец, при изменении в ряде файлов проекта проще выполнить команду Save All (Сохранить все) или нажать соответствующую быструю кнопку в полоске инструментов.

Команды Close (Закрыть) и Close All (Закрыть все) закрывают либо активный файл, либо все файлы проекта.

С помощью команд New Form (Новая форма) и New Frame (Новая рамка) можно присоединить к текущему проекту новую форму. В первом случае она будет создана автоматически при старте приложения. Во втором случае дополнительные усилия придётся приложить для активизации присоединённой формы.

Команда Include Unit Hdr (Включить заголовочный файл) подключает к текущему модулю заголовочный файл другого модуля, чтобы получить доступ к разрешённым процедурам и данным другой программы.


В меню Edit (Правка) имеются стандартные операции по модификации текстов программ и состава компонент, расположенных на форме, – Сору (Копировать), Cut (Вырезать), Paste (Вставить), Delete (Удалить), Select All (Выделить все). Как и в любом редакторе, имеется возможность отказа от сделанных исправлений (Undelete) и отмены неверно произведённого отката (Redo).

Команда Flip Children (Перестроить дочерние окна) позволяет перестроить последовательность расположения дочерних окон, выдвигая на передний план очередное окно.

Команда Search (Найти), наряду с обычными процедурами поиска (Find) и замены (Replace), позволяет производить поиск не только по активному файлу, но и по всем файлам проекта (Find in Files).

Ещё одна разновидность поиска предоставляется командой Incremental Search (Пошаговый поиск), которая производит поиск по мере того, как вы набираете поисковый образ.

Переход к строке с заданным номером (Goto Line Number) может облегчить путешествие по длинной программе.

Переход по адресу (Goto Address) в момент аварийного останова выполнявшейся программы. Команда позволяет перейти от адреса к той строке программы, в которой возникла аварийная ситуация.


Команды меню View (Вид) в основном предназначены для перехода в то или иное окно, которое в данный момент оказалось невидимым. Среди таких окон наряду с формами (Forms) и программами (Units) текущего проекта на экране можно проявить Менеджер Проекта (Project Manager), Инспектор Объектов (Object Inspector), окна отладки (Debug Windows), окно команд выравнивания положения и размеров объектов (Alignment Palette) и др. Команда Toggle Form/Unit (Переключение Форма/Модуль) или функциональная клавиша <F12> позволяют переключаться с формы на программу.


Меню Project (Проект):

  • подключение к проекту новых программных или заголовочных файлов и библиотек (Add To Project);

  • исключение из проекта ненужных разделов (Remove From Project);

  • компиляция отдельных модулей (Compile Unit) или изменённых частей проекта (Make Project);

  • полная перекомпиляция проекта (Build Project);

  • команда Options (Параметры), вызывающая окно, содержащее 14 вкладок, на которых можно установить или изменить текущие значения параметров, управляющих работой системы.

К числу таких установок относится режим создания приложения отладочный (Full Debug) или завершающий (Release), с включением в состав ехе-файла процедур из динамических библиотек или использование последних во время работы программы (Use Dynamic DLL), назначение путей к личным библиотекам и включаемым файлам и т. п.

Так как система запоминает проект вместе с файлом конфигурации системы (файл с расширением dsk), то в каждом из каталогов будут сохранены все установки;

  • команда Add To Repository – персональный склад различных заготовок (частично или полностью завершённых форм, диалоговых окон, проектов, модулей данных и т. п.), куда можно складывать всё, что сможет пригодиться в дальнейшей работе.

Меню Run (Выполнить):
  • команда Run (Выполнить) выполняет компиляцию и стартует приложение. Аналогом этой команды является нажатие клавиши <F9> или щелчок по кнопке со стартовым треугольником;

  • приостановить работу приложения можно командой Program Pause (Пауза);

  • для повторного запуска программы, во время работы которой произошло какое-то ЧП, рекомендуется произвести восстановление нормальных условий для нового старта – выполнить командой Program Reset (Восстановление программы);

  • назначение точки останова (Run To Cursor, Add Breakpoint);

  • визуальный контроль тех или иных переменных и выражений (Add Watch);

  • переход на пошаговое выполнение программы с заходом в вызываемые функции (Trace Into);

  • пошаговое выполнение программы с выполнением в автоматическом режиме (Step Over);

  • пройдя несколько шагов в вызванной процедуре, можно выполнить её оставшуюся часть на автомате (Run Until Return);

  • команда Inspect (Вставить) вызывает диалоговое окно, в котором можно просматривать как значения отдельных переменных, так и элементов массивов;

  • управление форматом просматриваемых величин – команда Evaluate/Modify (Вычислить/Модифицировать). С её помощью в момент останова выполнявшейся программы можно вычислить значение нужного выражения и заменить текущее значение переменной более правильным, а затем продолжить выполнение программы с учётом сделанных изменений.

В разделах главного меню: Component (Компонент), Database (База данных) и Tools (Инструменты) – предусмотрены средства для разработки своих компонент, подключения новых компонент, разработанных другими авторами, мощные инструменты для общения с базами данных (SQL Monitor), многочисленные окна для настройки более сотни параметров, управляющих работой визуальной среды.

 

 


© Сибирская государственная геодезическая академия (СГГА), 2011