8.4.
Классификация компьютерных сетей
1. По степени территориальной рассредоточенности основных элементов
сети (абонентских систем, узлов связи):
Объединяют
абонентские системы, рассредоточенные на большой территории, охватывающей
различные страны и континенты.
Они
решают проблему объединения информационных ресурсов всего человечества
и организации доступа к ним.
Взаимодействие
АО осуществляется на базе различных территориальных сетей связи
(ТСС), в которых используются телефонные линии связи, радиосвязь,
системы спутниковой связи;
-
региональные или городские компьютерные сети (РКС или ГорКС), или
Metropolitan Area Networks (MAN).
Объединяют абонентские системы, расположенные в пределах отдельного
региона, города, административного района, функционируют в интересах
организаций и пользователей региона и, как правило, имеют выход
в ГКС. Взаимодействие абонентских систем осуществляется также с
помощью ТСС;
-
локальные компьютерные сети (ЛКС) или Local Area Networks (LAN).
Объединяют абонентские системы, расположенные в пределах небольшой
территории (этаж здания, здание, несколько зданий одного и того
же предприятия). К классу ЛКС относятся сети предприятий, фирм,
банков, офисов, учебных заведений и т. д.
2. По масштабу производственного подразделения:
• сети отделов.
Сети, которые используются сравнительно небольшой группой сотрудников,
работающих в одном отделе предприятия. Эти сотрудники решают некоторые
общие задачи, например ведут бухгалтерский учёт или занимаются маркетингом.
Считается, что отдел может насчитывать до 100–150 сотрудников.
Главная цель сети отдела – разделение локальных ресурсов, таких как
приложения, данные, лазерные принтеры и модемы.
Обычно сети отделов имеют один или два файловых сервера и не более
тридцати пользователей. Сети отделов обычно не разделяются на подсети.
В этих сетях локализуется большая часть трафика предприятия.
Сети
отделов обычно создаются на основе какой-либо одной сетевой технологии
– Ethernet, Token Ring. Для такой сети характерен один или, максимум,
два типа операционных систем. Чаще всего – это сеть с выделенным сервером,
например NetWare, хотя небольшое количество пользователей делает возможным
использование одноранговых сетевых ОС.
Задачи управления сетью на уровне отдела:
-
добавление новых пользователей;
-
устранение простых отказов;
-
инсталляция новых узлов;
-
установка новых версий программного обеспечения.
Такой сетью может управлять сотрудник, посвящающий обязанностям администратора
только часть своего времени. Чаще всего администратор сети отдела
не имеет специальной подготовки, но является тем человеком в отделе,
который лучше всех разбирается в компьютерах, и само собой получается
так, что он занимается администрированием сети;
• сети кампусов.
Получили своё название от английского слова campus – студенческий
городок. Именно на территории университетских городков часто возникала
необходимость объединения нескольких мелких сетей в одну большую сеть.
Сейчас это название не связывают со студенческими городками, а используют
для обозначения сетей любых предприятий и организаций.
Сети этого типа объединяют множество сетей различных отделов одного
предприятия в пределах отдельного здания или в пределах одной территории,
покрывающей площадь в несколько квадратных километров. Отсюда вытекают
сложности управления сетями кампусов. Администраторы должны быть в
этом случае более квалифицированными, а средства оперативного управления
сетью – более совершенными;
• корпоративные сети.
Называют также сетями масштаба предприятия, что соответствует дословному
переводу термина «enterprise-wide networks», используемого в англоязычной
литературе для обозначения этого типа сетей.
Сети масштаба предприятия (корпоративные сети) объединяют большое
количество компьютеров на всех территориях отдельного предприятия.
Они могут быть сложно связаны и покрывать город, регион или даже континент.
Число пользователей и компьютеров может измеряться тысячами, а число
серверов – сотнями, расстояния между сетями отдельных территорий могут
оказаться такими, что становится необходимым использование глобальных
связей.
Для соединения удалённых локальных сетей и отдельных компьютеров в
корпоративной сети применяются разнообразные телекоммуникационные
средства, в том числе телефонные каналы, радиоканалы, спутниковая
связь. Корпоративную сеть можно представить в виде «островков локальных
сетей», плавающих в телекоммуникационной среде.
Непременным атрибутом такой сложной и крупномасштабной сети является
высокая степень гетерогенности – нельзя удовлетворить потребности
тысяч пользователей с помощью однотипных программных и аппаратных
средств.
В корпоративной сети обязательно будут использоваться различные типы
компьютеров – от мэйнфреймов до персональных, несколько типов операционных
систем и множество различных приложений. Неоднородные части корпоративной
сети должны работать как единое целое, предоставляя пользователям
по возможности прозрачный доступ ко всем необходимым ресурсам.
3.
По способу управления:
-
сети с централизованным управлением.
В сети имеется один или несколько управляющих органов;
-
сети с децентрализованным управлением.
Каждая АС имеет средства для управления сетью;
-
сети со смешанным управлением.
В определённом
сочетании реализованы принципы централизованного и децентрализованного
управления.
|