ЧАСТЬ 2

ИНФОРМАТИКА

Электронное учебно-методическое пособие

 

 
 

 

8.4. Классификация компьютерных сетей


1. По степени территориальной рассредоточенности основных элементов сети (абонентских систем, узлов связи):

  • глобальные компьютерные сети (ГКС) или Wide Area Networks (WAN).

Объединяют абонентские системы, рассредоточенные на большой территории, охватывающей различные страны и континенты.

Они решают проблему объединения информационных ресурсов всего человечества и организации доступа к ним.

Взаимодействие АО осуществляется на базе различных территориальных сетей связи (ТСС), в которых используются телефонные линии связи, радиосвязь, системы спутниковой связи;

  • региональные или городские компьютерные сети (РКС или ГорКС), или Metropolitan Area Networks (MAN).
    Объединяют абонентские системы, расположенные в пределах отдельного региона, города, административного района, функционируют в интересах организаций и пользователей региона и, как правило, имеют выход в ГКС. Взаимодействие абонентских систем осуществляется также с помощью ТСС;

  • локальные компьютерные сети (ЛКС) или Local Area Networks (LAN).
    Объединяют абонентские системы, расположенные в пределах небольшой территории (этаж здания, здание, несколько зданий одного и того же предприятия). К классу ЛКС относятся сети предприятий, фирм, банков, офисов, учебных заведений и т. д.


2. По масштабу производственного подразделения:

сети отделов.

Сети, которые используются сравнительно небольшой группой сотрудников, работающих в одном отделе предприятия. Эти сотрудники решают некоторые общие задачи, например ведут бухгалтерский учёт или занимаются маркетингом. Считается, что отдел может насчитывать до 100–150 сотрудников.

Главная цель сети отдела – разделение локальных ресурсов, таких как приложения, данные, лазерные принтеры и модемы.
Обычно сети отделов имеют один или два файловых сервера и не более тридцати пользователей. Сети отделов обычно не разделяются на подсети. В этих сетях локализуется большая часть трафика предприятия.

Сети отделов обычно создаются на основе какой-либо одной сетевой технологии – Ethernet, Token Ring. Для такой сети характерен один или, максимум, два типа операционных систем. Чаще всего – это сеть с выделенным сервером, например NetWare, хотя небольшое количество пользователей делает возможным использование одноранговых сетевых ОС.

Задачи управления сетью на уровне отдела:

  • добавление новых пользователей;

  • устранение простых отказов;

  • инсталляция новых узлов;

  • установка новых версий программного обеспечения.

Такой сетью может управлять сотрудник, посвящающий обязанностям администратора только часть своего времени. Чаще всего администратор сети отдела не имеет специальной подготовки, но является тем человеком в отделе, который лучше всех разбирается в компьютерах, и само собой получается так, что он занимается администрированием сети;


сети кампусов.

Получили своё название от английского слова campus – студенческий городок. Именно на территории университетских городков часто возникала необходимость объединения нескольких мелких сетей в одну большую сеть. Сейчас это название не связывают со студенческими городками, а используют для обозначения сетей любых предприятий и организаций.

Сети этого типа объединяют множество сетей различных отделов одного предприятия в пределах отдельного здания или в пределах одной территории, покрывающей площадь в несколько квадратных километров. Отсюда вытекают сложности управления сетями кампусов. Администраторы должны быть в этом случае более квалифицированными, а средства оперативного управления сетью – более совершенными;


корпоративные сети.

Называют также сетями масштаба предприятия, что соответствует дословному переводу термина «enterprise-wide networks», используемого в англоязычной литературе для обозначения этого типа сетей.

Сети масштаба предприятия (корпоративные сети) объединяют большое количество компьютеров на всех территориях отдельного предприятия. Они могут быть сложно связаны и покрывать город, регион или даже континент. Число пользователей и компьютеров может измеряться тысячами, а число серверов – сотнями, расстояния между сетями отдельных территорий могут оказаться такими, что становится необходимым использование глобальных связей.

Для соединения удалённых локальных сетей и отдельных компьютеров в корпоративной сети применяются разнообразные телекоммуникационные средства, в том числе телефонные каналы, радиоканалы, спутниковая связь. Корпоративную сеть можно представить в виде «островков локальных сетей», плавающих в телекоммуникационной среде.

Непременным атрибутом такой сложной и крупномасштабной сети является высокая степень гетерогенности – нельзя удовлетворить потребности тысяч пользователей с помощью однотипных программных и аппаратных средств.

В корпоративной сети обязательно будут использоваться различные типы компьютеров – от мэйнфреймов до персональных, несколько типов операционных систем и множество различных приложений. Неоднородные части корпоративной сети должны работать как единое целое, предоставляя пользователям по возможности прозрачный доступ ко всем необходимым ресурсам.


3. По способу управления:

  • сети с централизованным управлением.
    В сети имеется один или несколько управляющих органов;

  • сети с децентрализованным управлением.
    Каждая АС имеет средства для управления сетью;

  • сети со смешанным управлением.

В определённом сочетании реализованы принципы централизованного и децентрализованного управления.

 

 


© Сибирская государственная геодезическая академия (СГГА), 2011