Глобальные сети (Wide Area Networks, WAN, территориальные компьютерные
сети) служат для того, чтобы предоставлять свои сервисы большому количеству
конечных абонентов, разбросанных по большой территории, – в пределах
области, региона, страны, континента или всего земного шара.
Ввиду большой протяжённости каналов связи, построение глобальной сети
требует очень больших затрат, в которые входит стоимость кабелей и
работ по их прокладке, затраты на коммутационное оборудование и промежуточную
усилительную аппаратуру, обеспечивающую необходимую полосу пропускания
канала, а также эксплуатационные затраты на постоянное поддержание
в работоспособном состоянии разбросанной по большой территории аппаратуры
сети.
Типичными абонентами глобальной компьютерной сети являются локальные
сети предприятий, расположенные в разных городах и странах, которым
нужно обмениваться данными между собой. Услугами глобальных сетей
пользуются также и отдельные компьютеры. Крупные компьютеры класса
мэйнфреймов обычно обеспечивают доступ к корпоративным данным, в то
время как персональные компьютеры используются для доступа к корпоративным
данным и публичным данным Internet.
Глобальные сети обычно создаются крупными телекоммуникационными компаниями
для оказания платных услуг абонентам. Такие сети называют публичными,
или общественными.
Оператор
сети (network operator) – это компания, которая поддерживает
нормальную работу сети.
Поставщик
услуг, провайдер (service provider) – компания, которая
оказывает платные услуги абонентам сети. Владелец, оператор и поставщик
услуг могут объединяться в одну компанию, а могут представлять и разные
компании [9].
Функции
глобальных сетей
1. Транспортные функции
В идеале глобальная вычислительная сеть должна передавать данные абонентов
любых типов, которые есть на предприятии и нуждаются в удалённом обмене
информацией.
Для
этого глобальная сеть должна предоставлять комплекс услуг: передачу
пакетов локальных сетей, передачу пакетов мини-компьютеров и мейнфреймов,
обмен факсами, передачу трафика офисных АТС, выход в городские, междугородные
и международные телефонные сети, обмен видеоизображениями для организации
видеоконференций, передачу трафика кассовых аппаратов, банкоматов
и т. д. и т. п.
Основные типы потенциальных потребителей услуг глобальной компьютерной
сети (рис.
8.4).
2.
Высокоуровневые услуги глобальных сетей
В последнее время функции глобальной сети, относящиеся к верхним уровням
стека протоколов, стали играть заметную роль в вычислительных сетях.
Это связано в первую очередь с популярностью информации, предоставляемой
публично сетью Internet.
Список высокоуровневых услуг, который предоставляет Internet, достаточно
широк. Кроме доступа к гипертекстовой информации Web-узлов с большим
количеством перекрёстных ссылок, которые делают источником данных
не отдельные компьютеры, а действительно всю глобальную сеть, здесь
нужно отметить и широковещательное распространение звукозаписей, составляющее
конкуренцию радиовещанию, организацию интерактивных «бесед» – chat,
организацию конференций по интересам (служба News), поиск информации
и её доставку по индивидуальным заказам и многое другое.
Эти информационные (а не транспортные) услуги оказывают большое влияние
не только на домашних пользователей, но и на работу сотрудников предприятий,
которые пользуются профессиональной информацией, публикуемой другими
предприятиями в Internet, в своей повседневной деятельности, общаются
с коллегами с помощью конференций и chat, часто таким образом достаточно
быстро выясняя наболевшие нерешённые вопросы.
Информационные услуги Internet оказали влияние на традиционные способы
доступа к разделяемым ресурсам, на протяжении многих лет применявшиеся
в локальных сетях.
Всё
больше корпоративной информации «для служебного пользования» распространяется
среди сотрудников предприятия с помощью Web-службы, заменив многочисленные
индивидуальные программные надстройки над базами данных, в больших
количествах разрабатываемые на предприятиях.
Появился
специальный термин – intranet, который применяется в тех случаях,
когда технологии Internet переносятся в корпоративную сеть. К технологиям
intranet относят не только службу Web, но и использование Internet
как глобальной транспортной сети, соединяющей локальные сети предприятия,
а также все информационные технологии верхних уровней, появившиеся
первоначально в Internet и поставленные на службу корпоративной сети
[9].