1. Материальные
и информационные модели
По способу
представления модели делятся на две большие группы: материальные и
информационные (рис. 6.4). Названия этих групп как бы показывают,
из чего «сделаны» модели.
Рис.
6.4. Классификация моделей по способу представления
Материальные модели
иначе
можно назвать предметными, физическими. Они воспроизводят геометрические
и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение.
Материальные модели – это, к примеру, чучела птиц в кабинете биологии,
карты при изучении истории и географии, схемы Солнечной системы и
звёздного неба в планетарии, макет многоступенчатой ракеты и ещё многое
другое.
Подобные модели реализуют материальный подход к изучению объекта,
явления или процесса.
Информационные
модели
нельзя
потрогать или увидеть воочию, они не имеют материального воплощения,
потому что строятся только на информации. В основе этого метода моделирования
лежит информационный подход к изучению окружающей действительности.
Информационная
модель
– совокупность информации, характеризующая свойства и состояния
объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.
|
2. Знаковые и вербальные информационные модели
Информация, характеризующая объект или процесс, может иметь разный
объём и форму представления, выражаться различными средствами.
К информационным моделям можно отнести вербальные (от лат. verbalis
– устный) модели, полученные в результате раздумий, умозаключений.
Они могут оставаться мысленными или быть выражены словесно. К примеру
таких моделей можно отнести идею, возникшую у изобретателя, музыкальную
тему, промелькнувшую в голове композитора, и рифму, прозвучавшую пока
ещё в сознании поэта.
Вербальная модель –
информационная модель в мысленной или разговорной форме.
Знаковая
модель – информационная модель, выраженная специальными
знаками, т. е. средствами любого формального языка.
Знаковые модели – это рисунки, тексты, графики и схемы. Вербальные
и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся
в мозгу человека, может быть облечён в знаковую форму. И наоборот,
знаковая модель помогает сформировать в сознании верный мысленный
образ.
Например,
лекция (вербальная модель), читаемая преподавателем, фиксируется в
тетради студента (знаковая модель).
По форме представления можно выделить следующие виды информационных
моделей:
3. Компьютерные и некомпьютерные модели
Многообразие моделей предполагает огромный спектр инструментов для
их реализации. Существует немало формальных языков, относящихся к
разным областям деятельности, пригодных для описания моделей.
Если модель имеет материальную природу, то для её создания годятся
традиционные инструменты: резец скульптора, кисть художника, фотоаппарат,
токарный или фрезерный станок, пресс и т. д.
Если модель выражена в абстрактной форме, то необходимы некоторые
знаковые системы, позволяющие описать её, – специальные языки, чертежи,
схемы, графики, таблицы, алгоритмы, математические формулы и т. п.
Здесь могут быть использованы два варианта инструментария: либо традиционный
набор инженера или конструктора (карандаш, линейка), либо самый совершенный
в наши дни прибор – компьютер.
Поэтому
по способу реализации модели подразделяются на компьютерные и некомпьютерные
модели.
Компьютерная модель
– модель, реализованная средствами программной среды.
Имея дело с компьютером как с инструментом, нужно помнить, что он
работает с информацией. Поэтому следует исходить из того, какую информацию
и в каком виде может воспринимать и обрабатывать компьютер. Современный
компьютер способен работать со звуком, видеоизображением, анимацией,
текстом, схемами, таблицами и т. д.
Но
для использования всего многообразия информации необходимо как техническое
(Hardware), так и программное (Software) обеспечение. И то, и другое
– инструменты компьютерного моделирования.
Например,
для работы со звуком нужна специальная плата в компьютере, звуковая
карта (Sound Blaster) и специализированное программное обеспечение.
Для
композитора это, к примеру, профессиональный музыкальный редактор,
который позволяет не только набрать нотный текст и распечатать его,
но и сделать аранжировку произведения.
Цифровое
звучание компьютерных моделей почти не отличается от тембра реальных
инструментов. Компьютер позволяет соединять реальный голос певца со
звуковой моделью мелодии, а также моделировать голос разной высоты
и тембра (тенор, драматический бас и т. п.). Существуют программы,
с помощью которых компьютер может создавать композиции самостоятельно
в соответствии с заданным ритмом, темпом, музыкальным стилем и т.
п.
Рассмотрим другой пример. Инструментом для создания геометрической
модели, передающей внешний облик прототипа, могут быть программы,
работающие с графикой, например графический редактор.
С
его помощью возможно моделировать как плоское, так и объёмное изображение,
управляя графическими объектами. Сейчас имеется широкий круг программ,
позволяющих создавать различные виды компьютерных знаковых моделей:
текстовые процессоры, редакторы формул, электронные таблицы, системы
управления в базах данных, профессиональные системы проектирования,
а также различные среды программирования [14,
21].