Компьютерный
эксперимент с моделью системы при её исследовании и проектировании
проводится с целью получения информации о характеристиках процесса
функционирования рассматриваемого объекта.
Основная
задача планирования компьютерных экспериментов – получение необходимой
информации об исследуемой системе при ограничениях на ресурсы (затраты
машинного времени, памяти и т. п.). К числу частных задач, решаемых
при планировании компьютерных экспериментов, относятся задачи уменьшения
затрат машинного времени на моделирование, увеличения точности и достоверности
результатов моделирования, проверки адекватности модели и т. д.
Эффективность
компьютерных экспериментов с моделями существенно зависит от выбора
плана эксперимента, так как именно план определяет объём и порядок
проведения вычислений на ЭВМ, приёмы накопления и статистической обработки
результатов моделирования системы.
Поэтому
основная задача планирования компьютерных экспериментов с моделью
формулируется следующим образом: необходимо получить информацию об
объекте моделирования, заданном в виде моделирующего алгоритма (программы),
при минимальных или ограниченных затратах машинных ресурсов на реализацию
процесса моделирования.
Преимуществом
компьютерных экспериментов перед натурными является
возможность полного воспроизведения условий эксперимента с моделью
исследуемой системы.
Существенным
достоинством является простота прерывания и возобновления
компьютерных экспериментов, что позволяет применять последовательные
и эвристические приёмы планирования, которые могут оказаться нереализуемыми
в экспериментах с реальными объектами.
При работе
с компьютерной моделью всегда возможно прерывание эксперимента на
время, необходимое для анализа результатов и принятия решений об его
дальнейшем ходе (например, о необходимости изменения значений характеристик
модели).
Недостатком
компьютерных экспериментов является то, что результаты
одних наблюдений зависят от результатов одного или нескольких предыдущих,
и поэтому в них содержится меньше информации, чем в независимых наблюдениях.
Применительно
к базе данных компьютерный эксперимент означает манипулирование данными
в соответствии с поставленной целью с помощью инструментов СУБД. Цель
эксперимента может быть сформирована на основании общей цели моделирования
и с учётом требований конкретного пользователя.
Например,
имеется база данных «Деканат». Общая цель создания этой модели – управление
учебным процессом. При необходимости получения сведений об успеваемости
студентов можно сделать запрос, т. е. осуществить эксперимент для
выборки нужной информации.
Инструментарий
среды СУБД позволяет выполнять следующие операции над данными:
Управление информационной моделью неразрывно связано с разработкой
различных критериев поиска и сортировки данных.
В отличие
от бумажных картотек, где сортировка возможна по одному-двум критериям,
а поиск вообще проводится вручную – перебором карточек, компьютерные
базы данных позволяют задавать любые формы сортировки по различным
полям и разнообразные критерии поиска.
Компьютер
без временных затрат по заданному критерию отсортирует или выберет
нужную информацию.
Для
успешной работы с информационной моделью программные среды баз данных
позволяют создавать расчётные поля, в которых исходная информация
преобразуется в другой вид.
Например,
по оценкам в семестре с помощью специальной встроенной функции можно
рассчитать средний балл успеваемости студента. Такие расчётные поля
используются либо как дополнительная информация, либо как критерий
для поиска и сортировки.
Компьютерный
эксперимент включает две стадии: тестирование (проверка правильности
выполнения операций) и проведение эксперимента с реальными данными.
После
составления формул для расчётных полей и фильтров необходимо убедиться
в правильности их работы. Для этого можно ввести тестовые записи,
для которых заранее известен результат операции.
Компьютерный
эксперимент завершается выдачей результатов в удобном для анализа
и принятия решения виде.
Одно
из преимуществ компьютерных информационных моделей – возможность создания
различных форм представления выходной информации, называемых отчётами.
Каждый отчёт содержит информацию, отвечающую цели конкретного эксперимента.
Удобство
компьютерных отчётов заключается в том, что они позволяют сгруппировать
информацию по заданным признакам, ввести итоговые поля подсчёта записей
по группам и в целом по всей базе и в дальнейшем использовать эту
информацию для принятия решения.
Среда
позволяет создать и хранить несколько типовых, часто используемых
форм отчётов. По результатам некоторых экспериментов можно создать
временный отчёт, который удаляется после копирования его в текстовый
документ или распечатки.
Некоторые
эксперименты вообще не требуют составления отчёта. Например, требуется
выбрать самого успевающего студента для присвоения повышенной стипендии.
Для этого достаточно провести сортировку по среднему баллу оценок
в семестре. Искомую информацию будет содержать первая запись в списке
студентов.