Основы
расчёта непрерывно-поточных линий |
Исходными данными для расчёта непрерывно-поточных линий являются:
-
программа выпуска линии за определенный отрезок времени (месяц,
декада, сутки, смена) Nвып;
-
программа запуска на линию за этот же период Nзап;
-
соответствующие фонды времени.
Суточная программа запуска Nзап
определяется по суточной программе выпуска:

где а - процент
технологических потерь, например, в связи с изготовлением пробных
деталей при наладке оборудования или расход деталей для контрольных
целей.
Суточный действительный фонд времени работы линии Fд
с учётом регламентированных перерывов для отдыха Tп
равен:

где
Fк
- календарный фонд времени работы в смену, мин;
S
- число рабочих смен в сутки.
Исходным расчётным нормативом при проектировании поточной линии является
её такт r (при партионной
передаче - ритм), который должен обеспечить выполнение заданной программы
на планируемый период:
Число рабочих мест Ci
на i-й операции равно

где ti
- норма времени на данной операции.
Число рабочих-операторов R
с учётом многостаночного обслуживания определяют по формуле

где
b
- процент дополнительной численности рабочих на случай невыходов
(отпуска, выполнение государственных обязанностей, болезни и т.
п.);
m - число операций
на линии;
уi - норма
обслуживания рабочих мест на данной операции.
Скорость конвейера Vk
должна быть согласована с тактом работы линии:

где lo
- шаг конвейера, м (т. е. расстояние между осями смежных изделий или
пачек, равномерно расположенных на конвейере).
Скорость конвейера должна обеспечивать не только его заданную производительность,
но и удобство и безопасность труда.
Диапазон наиболее рациональных скоростей 0,1
- 2 м/мин.
На непрерывно-поточных линиях создаются заделы
трёх видов:
-
технологические;
-
транспортные;
-
резервные (страховые).
Технологический задел
соответствует тому числу изделий, которое в каждый момент находится
в процессе обработки на рабочих местах. При поштучной передаче технологический
задел Zтех соответствует
числу рабочих мест С,
т. е.
.
Транспортный задел
Zтр состоит
из того числа изделий, которое в каждый момент находится в процессе
транспортировки на конвейере. При поштучной передаче изделий с предыдущего
рабочего места непосредственно на последующее задел равен:
.
Транспортный задел можно определить также исходя из величины шага
конвейера:

где Lраб
- длина рабочего участка конвейера, м.
Резервный (страховой)
задел создаётся
на наиболее ответственных и нестабильных по времени выполнения операциях,
а также на контрольных пунктах.
Величину заделов устанавливают на основе анализа вероятности отклонений
от заданного такта работы на данном рабочем месте (в среднем 4 - 5%
сменного задания).
Недостаток
деталей восполняется в периоды регламентированных перерывов, во внеурочное
время или на внепоточных производственных участках.