В основе
организации перевозок в масштабе завода и его отдельных цехов и складов
лежат грузооборот и грузовые потоки.
Под грузооборотом
понимается общее количество грузов, перемещаемых на территории завода,
цеха, склада и т. д. в единицу времени, например в течение года, месяца,
суток. Грузооборот является суммой отдельных грузовых потоков.
Грузовым потоком
называется количество грузов, транспортируемых в единицу времени между
двумя смежными пунктами. Размеры отдельных грузопотоков могут быть
установлены путём умножения отдельных позиций производственной программы
завода, его цехов, участков и т. д. на соответствующие нормы расхода
материалов, полуфабрикатов, топлива и т. д., а также на нормы отходов.
Наилучшее обслуживание производства и рациональная загрузка транспортных
средств достигаются при равномерном грузообороте. Между тем на практике
иногда наблюдаются отступления от этого требования, обусловленные
несвоевременной подачей транспортных средств и нарушением производственных
графиков.
Данные о грузообороте и грузопотоках завода удобно и целесообразно
представлять в виде шахматной таблицы грузооборота и диаграммы (схемы)
грузопотоков.
Шахматные таблицы грузооборота
составляются по отдельным цехам и складам, а затем и по заводу в целом.
В основе таких таблиц лежит баланс прибытия и отправления. Особые
графы отводятся для грузопотоков по отходам производства, невозвратным
потерям, угару и т. д. (без этих данных нельзя было бы сбалансировать
итоги в графах и строках).
В табл.
5 приведена шахматная таблица грузооборота завода в укрупнённом и
сокращённом виде.
Таблица
5
Отправитель |
Получатели
|
Всего |
Станция МПС
|
Заводская
станция |
Цех
N 1 |
Цех
N 2 |
Цех
N 3 |
Отва-
лы |
Станция
МПС |
|
10000
|
|
|
|
|
10
000 |
Заводская
станция |
1000 |
|
2000 |
8000 |
|
|
11
000 |
Цех
N 1 |
|
200 |
|
|
|
1800 |
2
000 |
Цех
N 2 |
|
|
|
|
8000 |
|
8
000 |
Цех
N 3 |
|
800 |
|
|
|
7200 |
8
000 |
Отвалы |
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
1000 |
11000 |
2000 |
8000 |
8000
|
9000 |
39
000 |
Таблица
грузооборота и диаграмма грузопотоков служат для планирования и организации
транспортной работы. При их помощи выявляются все нерациональные (чрезмерно
дальние, встречные, возвратные и т. д.) перевозки в целях ликвидации
их и тем самым обеспечения прямоточности в движении грузов.
Таблица
грузооборота и диаграмма грузопотоков позволяют также установить степень
стабильности, величину и направление грузопотоков и на этой основе
организовать перевозки.
При
стабильных грузопотоках,
характерных для условий массового и серийного производства, перевозки
осуществляются преимущественно по графику.
При переменных грузопотоках,
имеющих место на заводах единичного и мелкосерийного производства,
перевозки выполняются по сменно-суточным планам или по разовым заданиям.