1.1 Основные понятия информационных технологий в экономике и управлении

 

Термин информация происходит от латинского informatio , что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение — это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков. таблиц и т.п. В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Информация – сведения передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-нибудь другим способом.

Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний .

С ХХ века – общенаучное понятие: это отношения между людьми, человеком и автоматом, животными и растениями и т.д.

Довольно таки распространенным является взгляд на информацию как на ресурс , аналогичный материальным, трудовым и денежным ресурсам. Эта точка зрения отражается в следующем определении.

Информация - новые сведения, позволяющие улучшить процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии и самой информации.

Информация не отделима от процесса информирования, поэтому необходимо рассматривать источник информации и потребителей информации. Роль потребителей информации очерчивается в таком определении.

Информация - новые сведения, принятые, понятые и оцененные конечным потребителем как полезные. Информацией являются сведения, расширяющие запас знаний конечного потребителя об окружающем нас мире.

Наряду с информацией в информатике часто употребляется понятие Данные . Покажем, в чем их отличие.

Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому информацией являются используемые данные.

Пример 1. Напишите на листе десять номеров телефонов в виде последовательности десяти чисел и покажите их вашему Другу. Он воспримет эти цифры как данные, так как они не предоставляют ему никаких сведений. Затем против каждого номера укажите название фирмы и род деятельности. Для ваш e г o друга непонятые цифры обретут определенность и превратятся из данных в информацию, которую он в дальнейшем мог бы использовать.

При работе с информацией всегда имеется ее источник и потребитель (получатель).

Рис. 1.1. Схема информационного обмена

 

Сообщение от источника к получателю передается посредством какой-нибудь среды, являющейся в таком случае «каналом связи» (см. рис. 1.1). При передаче речевого сообщения - воздух, в котором распространяются звуковые волны, а в передаче письменного сообщения каналом сообщения можно считать лист бумаги, на котором напечатан текст.

Человеку свойственно субъективное восприятие информации через некоторый набор ее свойств: важность, достоверность, своевременность, доступность и т.д. В этом смысле одно и то же сообщение, передаваемое от источника к получателю, может передавать информацию в разной степени. Так, например, вы хотите сообщить о неисправности компьютера. Для инженера из группы технического обслуживания сообщение «компьютер сломался» явно содержит больше информации, чем для вахтера. Но, в свою очередь, для инженера сообщение «не включается дисплей» содержит информации больше, чем первое, поскольку в большей степени снимает неопределенность, связанную с причиной неисправности компьютера. Как видно, одно и то же сообщение для различных пользователей несет различную информацию.

Для успешной работе и достижения поставленных целей предпринимателю нужна информация о других производителях, о возможных потребителях, о поставщиках сырья, комплектующих и технологии, о ценах, о положении на товарных рынках и рынках капитала, о ситуации в деловой жизни, об общей экономической и политической конъюнктуре не только в собствен ной стране, но и во всем мире, о долгосрочных тенденциях развития экономики, перспективах развития науки и техники и возможных результатах, о правовых условиях хозяйствования и т. п.

Пример : Стол стоит в темной комнате. Если его местоположение известно, то для прохода по комнате дополнительной информации не требуется. Если стол может переместиться, то требуется дополнительная информация о его текущем местоположении. Подобным же образом менеджеру требуется дополнительная информация в случае изменения экономической среды. Причем чем быстрее изменяется среда, тем больше её требуется.

Информационные технологии – вся совокупность методов и средств информационной деятельности.

Пример: менеджер по продажам пытается узнать средний возраст наиболее активной части покупателей, чтобы выбрать правильную PR -компанию. Для этого было проведено анкетирование 1000 покупателей. Для принятия решения менеджеру требуется только один график – функция распределения возрастов. Преобразование 1000 анкет в график – это информационная технология.

Информационное общество (постиндустриальное общество) – по классификации Тоффлера – новый тип общества, следующий за индустриальным, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно, в высшей ее форме знаний.

Для современного общества на первый план выходит информация, передача новых знаний, технических и научных идей. При этом возникает необходимость централизовать поставляемые информационные ресурсы.

Переход к информационному обществу и широкое внедрение информационных технологий стало возможно благодаря прогрессу в области вычислительной техники, в области телекоммуникаций, в вычислительной математике и др. отраслях. Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

•  превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

•  сформировать мировой и государственный рынок информационных услуг;

•  образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

•  повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. За счёт своевременного использования необходимой информации.

Процесс информатизации общества – объем информации постоянно растет, большие потоки информации возникают из-за:

1)чрезвычайно быстрого роста презентаций, отчетов и т.д.;

2)роста числа периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;

3)появление разнообразных данных: экономических, медицинских, географических и т.д.

В результате, наступает информационный кризис.

Информационный кризис:

•  Противоречия между возможностями человека по разработке и восприятию информации и существующими мощными потоками;

•  Большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной информации для потребителя;

•  Экономические, политические и другие социальные барьеры, препятствующие распространению информации по причине секретности;

Породилась парадоксальная ситуация, в мире накоплен огромный информационный потенциал, но люди не могут воспользоваться им в полном объеме.

Информатизация общества – организованный социально-экономических и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения потребностей граждан, на основе формирования и использования информационных ресурсов.

<<Предыдущий

Содержание

Следующий>>