Согласно определению, данному Федеральным законом от 27 ноября 1994
г. "О библиотечном деле",
"документ
– это материальный объект
с зафиксированной на нём информацией в виде текста, звукозаписи
или изображения, предназначенной для передачи во времени и
пространстве в целях хранения и общественного использования".
|
Документ оформляется на бланке.
Бланк – лист бумаги с воспроизведенными
на нём типографским способом постоянными реквизитами или частями.
Реквизиты - это обязательные признаки,
установленные законом или официальными положениями.
Различают две категории служебной
документации:
- документы для
внутреннего пользования,
- документы для
внешнего пользования.
|
Документы для внутреннего пользования
называются обычно управленческими или организационно-распорядительными.
Среди управленческих документов выделяют
организационные (устав, структура и штатная численность аппарата управления,
штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка или положения
о персонале, положение о структурном подразделении предприятия, должностная
инструкция) и распорядительные (приказ, распоряжение, указание, инструкция).
Отдельно выделяют информационно-справочные
документы (протокол, акт, докладная и объяснительная записки, справка
и др.) и документы по персоналу предприятия (типовой трудовой договор,
заявление, анкета, характеристика и т. д.).
Документы для внешнего пользования
служат важнейшим средством связи данного предприятия с внешним миром.
В зависимости от содержания, объёма,
деловые письма разделяют на простые (письмо-просьба, письмо-сообщение,
письмо-приглашение, письмо-благодарность, сопроводительное письмо,
письмо-подтверждение) и контрактные (запрос, ответ на запрос, предложение,
ответ на предложение, договор (контракт), рекламация (претензия),
ответ на рекламацию).
Унификация
– приведение чего-либо к единой системе, форме, к единообразию.
Суть унификации служебных документов
сводится к сокращению видов документов, к единообразию их форм, структуры,
языковых конструкций и операций по обработке, учету и хранению.
Сведение документов к единым формам
предполагает также единообразное размещение реквизитов.
Особенность унификации языка служебных
документов состоит в формировании системы стандартных языковых моделей,
отражающих типовые ситуации делового общения.
Тип и стиль создаваемого документа
зависят от цели, которую ставит создатель документа: информирование
адресата, привлечение внимания к проблеме, побуждение к действию и
т. п. Языковые формулы официальных документов позволяют ясно и лаконично
излагать мотивы, причины и цели официального послания, а также упрощают
процедуру создания документа.
Основное требование
к информационному насыщению документа – включение информации,
необходимой и достаточной для реализации деловой коммуникации.
|