ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

 

Этикет – совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения и общения людей в определенных ситуациях.

 


Речевой этикет – регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контактов собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности.


Исследователями описывается целый спектр коммуникативных функций речевого этикета.

Коммуникативные функции речевого этикета:


  • помощь в установлении контакта между собеседниками;

  • привлечение внимания слушателя (читателя), выделение его среди других потенциальных собеседников;

  • предоставление возможности засвидетельствовать уважение;

  • помощь в определении статуса происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.);

  • формирование благоприятной эмоциональной обстановки для общения и оказание положительного воздействия на слушателя (читателя) и пр.

 

Формулы речевого этикета. Формулы речевого этикета – типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении.

К речевому этикету относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь, и т. д.

К сфере этикета относятся, в частности, принятые в данной культуре способы выражения сочувствия, жалобы, вины, горя и т. д.


Формулы речевого этикета: основные группы. Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения.


Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную.

В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на три основных группы:


  1. Речевые формулы, относящиеся к началу общения.


  2. Речевые формулы, характерные для основной части общения.


  3. Речевые формулы, используемые в конце общения. Когда разговор заканчивается, собеседники используют формулы расставания, прекращения общения.



Типичные ситуации речевого этикета:


  • обращение и привлечение внимания;

  • знакомство, приветствие;

  • прощание;

  • извинение, благодарность;

  • поздравление, пожелание;

  • одобрение, комплимент;

  • сочувствие, соболезнование;

  • приглашение, предложение;

  • совет, просьба;

  • согласие, отказ.


Факторы, определяющие формирование речевого этикет:


  1. Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров, вступающих в коммуникацию: социального статуса субъекта и адресата, их места в социальной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.


  2. Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит речевое общение. Речевой этикет так или иначе привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели общения.


  3. Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения.



Итак, учёт факторов, которые формируют и определяют речевой этикет, знание и соблюдение норм речевого этикета создают благоприятный климат для взаимоотношений, способствуют эффективности, результативности общения.

 

 

© Сибирская государственная геодезическая академия (СГГА), 2006