Этикет
– совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и
устанавливающих нормы поведения и общения людей в определенных ситуациях.
Речевой этикет
– регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных
стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом
для установления контактов собеседников, поддержания и прерывания
контакта в избранной тональности.
Исследователями описывается целый спектр коммуникативных функций речевого
этикета.
Коммуникативные функции
речевого этикета:
-
помощь
в установлении контакта между собеседниками;
-
привлечение
внимания слушателя (читателя), выделение его среди других
потенциальных собеседников;
-
предоставление
возможности засвидетельствовать уважение;
-
помощь
в определении статуса происходящего общения (дружеский,
деловой, официальный и пр.);
-
формирование
благоприятной эмоциональной обстановки для общения и оказание
положительного воздействия на слушателя (читателя) и пр.
|
Формулы речевого этикета.
Формулы речевого этикета – типовые готовые конструкции, которые регулярно
употребляются при корректном общении.
К речевому этикету относятся слова
и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения,
принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности,
характеризующие вежливую речь, и т. д.
К сфере этикета относятся, в частности,
принятые в данной культуре способы выражения сочувствия, жалобы, вины,
горя и т. д.
Формулы речевого этикета: основные
группы. Основу речевого этикета составляют речевые
формулы, характер которых зависит от особенностей общения.
Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную.
В связи с этим формулы речевого этикета
разделяются на три основных группы:
- Речевые формулы,
относящиеся к началу общения.
- Речевые
формулы, характерные для
основной части общения.
- Речевые
формулы, используемые в
конце общения. Когда разговор заканчивается,
собеседники используют формулы расставания, прекращения общения.
|
Типичные ситуации речевого этикета:
- обращение
и привлечение внимания;
- знакомство,
приветствие;
- прощание;
- извинение,
благодарность;
- поздравление,
пожелание;
- одобрение,
комплимент;
- сочувствие,
соболезнование;
- приглашение,
предложение;
- совет, просьба;
- согласие,
отказ.
|
Факторы, определяющие формирование
речевого этикет:
- Речевой
этикет строится с учётом особенностей
партнёров, вступающих в коммуникацию:
социального статуса субъекта и адресата, их места в социальной
иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста,
пола, характера.
- Речевой
этикет определяется ситуацией,
в которой происходит речевое общение. Речевой этикет так или
иначе привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам:
личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели
общения.
- Речевой
этикет имеет национальную
специфику. Каждый народ создал свою систему
правил речевого поведения.
|
Итак, учёт факторов, которые формируют и определяют речевой этикет,
знание и соблюдение норм речевого этикета создают благоприятный климат
для взаимоотношений, способствуют эффективности, результативности
общения.
|