ЧАСТЬ 3

ИНФОРМАТИКА

Электронное учебно-методическое пособие

 

 
 

 

2.5. Язык Object Pascal

2.5.1. Алфавит

Алфавит языка Object Pascal включает в себя следующие символы [1]:

  • 52 буквы латинского алфавита – прописные (A..Z) и строчные (a..z), а также символ подчеркивания (_). В языке нет различия между заглавными и строчными буквами алфавита, если только они не входят в символьные и строковые выражения;

  • арабские цифры (0..9);

  • 23 специальных символа (+, -, *, /, ., ,, :, ;, =, >, <, ', (, ), {, }, [, ], #, $, ^, @ и пробел).

Комбинации специальных символов образуют следующие составные символы:
  • := (присваивание);

  • <> (не равно);

  • .. (диапазон значений);

  • <= (меньше или равно);

  • >= (больше или равно);

  • (* и *) выделение комментария (альтернатива фигурным скобкам { и } );

 

2.5.2. Словарь языка


Слова словаря языка Object Pascal подразделяются на следующие:

  • ключевые слова;

  • идентификаторы (стандартные и пользовательские).

Ключевые (зарезервированные) слова являются составной частью языка, имеют фиксированное написание и однозначно определённый смысл, изменить который программист не может.

Например, ключевыми являются слова:

Label, unit, Goto, Begin, interface.

В Редакторе кода ключевые слова выделяются полужирным шрифтом.

Идентификаторы в Object Pascal – это имена констант, переменных, меток, типов, объектов, классов, свойств, процедур, функций, модулей, программ и полей в записях.

Стандартные идентификаторы обозначают заранее определённые разработчиками конструкции языка: типы данных; константы; процедуры и функции. Пользовательские идентификаторы задаются программистом, могут иметь произвольную длину (<=255 символов) и должны отвечать следующим правилам:

  • идентификатор составляется из букв и цифр, символ подчёркивания также является буквой;

  • идентификатор всегда начинается только с буквы; исключением являются метки, которыми могут быть целые числа без знака в диапазоне 0..9999;

  • в идентификаторе можно использовать как строчные, так и прописные буквы.


2.5.3. Данные в Object Pascal


Обрабатываемые в программе данные подразделяются на переменные и константы.


Константы

Константы представляют собой данные, значения которых не изменяются в процессе выполнения программы.

Константы бывают именованные и неименованные.

Именованная константа может быть определена с помощью любого математического или строкового выражения в разделе объявления констант Const. Объявление констант:


Const <идентификатор константы> = <константное выражение>;


Примеры объявления именованных констант:

Const maxn = 12;

name = ‘Алексей’;

К именованным константам, также как к переменным в коде программы, можно обращаться по именам.

Неименованная константа может быть представлена в коде программы непосредственно значением или константным выражением.

 

 


© Сибирская государственная геодезическая академия (СГГА), 2011