ЧАСТЬ 1

ИНФОРМАТИКА

Электронное учебно-методическое пособие

 

 
 

 

1.2.1. Свойства информации

Как и всякий объект, информация обладает свойствами (объекты различимы по своим свойствам). Характерной особенностью информации, отличающей её от других объектов природы и общества, является отмеченный выше дуализм: на свойства информации влияют как свойства данных, составляющих её содержательную часть, так и свойства методов, взаимодействующих с данными в ходе информационного процесса.


1. Адекватность

Степень соответствия информации, полученной потребителем, тому, что автор вложил в её содержание (то есть в данные).
Адекватность информации иногда ошибочно путают с её достоверностью. Это совершенно разные свойства. Можно привести пример адекватной, но недостоверной информации. Так, например, если 1 апреля в газете появится заведомо ложное сообщение, то его можно считать адекватным. Адекватно толковать его не как информационное, а как развлекательное. То же сообщение, опубликованное 2 апреля, будет и недостоверным, и неадекватным.


2. Актуальность

Степень соответствия информации текущему моменту времени [3].


3. Воспроизводимость и передаваемость

Воспроизводимость информации тесно связана с её передаваемостью и не является её независимым базовым свойством. Если передаваемость означает, что не следует считать существенными пространственные отношения между частями системы, между которыми передаётся информация, то воспроизводимость характеризует неиссякаемость и неистощимость информации, т. е. что при копировании информация остаётся тождественной самой себе [2].


4. Дискретность

Информация состоит из отдельных фактических данных, передающихся в виде отдельных сообщений.


5. Достаточность

Содержательная полнота сообщаемого набора показателей для принятия решения [4].


6. Достоверность

Соответствие информации объективной реальности (как текущей, так и прошедшей) окружающего мира.

На достоверность информации влияет как достоверность данных, так и адекватность методов, использованных при её получении.


7. Доступность

Мера возможности получить ту или иную информацию [3].


8. Запоминаемость

Запоминаемую информацию будем называть макроскопической (имея в виду пространственные масштабы запоминающей ячейки и время запоминания). Именно с макроскопической информацией мы имеем дело в реальной практике [1].


9. Избыточность

Нередко избыточность информации человек чисто психологически воспринимает как её качество, потому что она позволяет ему меньше напрягать своё внимание и меньше утомляться.

Обычный текст, напечатанный на русском языке, имеет избыточность порядка 20–25 %.

Избыточность информации, заключенной в тексте, позволяет догадываться о значении неразборчивых символов.
Визуальная информация имеет очень большую избыточность – более 90 %. Избыточность видеоинформации – до 98–99 %.
Эта избыточность позволяет нам рассеивать внимание, что часто воспринимается как отдых при просмотре кинофильма.

Всякое сокращение избыточности данных непременно влечёт за собой сокращение диапазона возможных методов для их использования. В информационных технологиях вопрос избыточности данных и достаточности методов – это всегда вопрос тонкого и непростого баланса [3].


10. Краткость

Степень сжатости изложения сообщаемых сведений.


11. Непрерывность

Информация накапливается и развивается поступательно [4].


12. Объективность и субъективность

Более объективной принято считать ту информацию, в которую методы вносят меньший субъективный элемент.


13. Полнота

Достаточность информации для принятия решения [3].


14. Понятность

Соответствие содержания информации уровню знаний потребителя [4].


15. Преобразуемость

Фундаментальное свойство информации. Оно означает, что информация может менять способ и форму своего существования. Копируемость есть разновидность преобразования информации, при котором её количество не меняется. В общем случае количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может [2].


16. Репрезентативность

Правильность отбора и формирования информации для адекватного отражения передаваемого явления.


17. Своевременность

Степень соответствия момента поступления информации назначенному моменту времени.

18. Содержательность

Семантическая ёмкость информации, равная отношению количества семантической информации в сообщении к объёму обрабатываемых данных.


19. Ценность

Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека [4].

 

 


© Сибирская государственная геодезическая академия (СГГА), 2011