Как и
всякий объект, информация обладает свойствами (объекты различимы по
своим свойствам). Характерной особенностью информации, отличающей
её от других объектов природы и общества, является отмеченный выше
дуализм: на свойства информации влияют как свойства данных, составляющих
её содержательную часть, так и свойства методов, взаимодействующих
с данными в ходе информационного процесса.
1.
Адекватность
Степень
соответствия информации, полученной потребителем, тому, что автор
вложил в её содержание (то есть в данные).
Адекватность информации иногда ошибочно путают с её достоверностью.
Это совершенно разные свойства. Можно привести пример адекватной,
но недостоверной информации. Так, например, если 1 апреля в газете
появится заведомо ложное сообщение, то его можно считать адекватным.
Адекватно толковать его не как информационное, а как развлекательное.
То же сообщение, опубликованное 2 апреля, будет и недостоверным, и
неадекватным.
2. Актуальность
Степень
соответствия информации текущему моменту времени [3].
3. Воспроизводимость
и передаваемость
Воспроизводимость
информации тесно связана с её передаваемостью и не является её независимым
базовым свойством. Если передаваемость означает, что не следует считать
существенными пространственные отношения между частями системы, между
которыми передаётся информация, то воспроизводимость характеризует
неиссякаемость и неистощимость информации, т. е. что при копировании
информация остаётся тождественной самой себе [2].
4. Дискретность
Информация
состоит из отдельных фактических данных, передающихся в виде отдельных
сообщений.
5. Достаточность
Содержательная
полнота сообщаемого набора показателей для принятия решения [4].
6. Достоверность
Соответствие
информации объективной реальности (как текущей, так и прошедшей) окружающего
мира.
На достоверность
информации влияет как достоверность данных, так и адекватность методов,
использованных при её получении.
7. Доступность
Мера
возможности получить ту или иную информацию [3].
8. Запоминаемость
Запоминаемую
информацию будем называть макроскопической (имея в виду пространственные
масштабы запоминающей ячейки и время запоминания). Именно с макроскопической
информацией мы имеем дело в реальной практике [1].
9. Избыточность
Нередко
избыточность информации человек чисто психологически воспринимает
как её качество, потому что она позволяет ему меньше напрягать своё
внимание и меньше утомляться.
Обычный
текст, напечатанный на русском языке, имеет избыточность порядка 20–25
%.
Избыточность
информации, заключенной в тексте, позволяет догадываться о значении
неразборчивых символов.
Визуальная информация имеет очень большую избыточность – более 90
%. Избыточность видеоинформации – до 98–99 %.
Эта избыточность позволяет нам рассеивать внимание, что часто воспринимается
как отдых при просмотре кинофильма.
Всякое
сокращение избыточности данных непременно влечёт за собой сокращение
диапазона возможных методов для их использования. В информационных
технологиях вопрос избыточности данных и достаточности методов – это
всегда вопрос тонкого и непростого баланса [3].
10. Краткость
Степень
сжатости изложения сообщаемых сведений.
11. Непрерывность
Информация
накапливается и развивается поступательно [4].
12. Объективность
и субъективность
Более
объективной принято считать ту информацию, в которую методы вносят
меньший субъективный элемент.
13. Полнота
Достаточность
информации для принятия решения [3].
14. Понятность
Соответствие
содержания информации уровню знаний потребителя [4].
15. Преобразуемость
Фундаментальное
свойство информации. Оно означает, что информация может менять способ
и форму своего существования. Копируемость есть разновидность преобразования
информации, при котором её количество не меняется. В общем случае
количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать
не может [2].
16. Репрезентативность
Правильность
отбора и формирования информации для адекватного отражения передаваемого
явления.
17. Своевременность
Степень
соответствия момента поступления информации назначенному моменту времени.
18.
Содержательность
Семантическая
ёмкость информации, равная отношению количества семантической информации
в сообщении к объёму обрабатываемых данных.
19. Ценность
Ценность
информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи,
а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо
видах деятельности человека [4].