ЧАСТЬ 1

ИНФОРМАТИКА

Электронное учебно-методическое пособие

 

 
 

 

5.2.4. Обзор операционных систем

В 1965 г. компания American Telegraph & Telephone Bell Labs совместно с фирмой General Electric и группой исследователей из Масачусетского технологического института создала проект Os Multics. Целью проекта было создание многопользовательской интерактивной операционной системы, обеспечивающей большое число пользователей удобными и мощными средствами доступа к вычислительным ресурсам.

Эта ОС основывалась на принципах многоуровневой защиты. Виртуальная память имела сегментно-страничную организацию, где с каждым сегментом связывался уровень доступа. Для того чтобы какая-либо программа могла вызвать программу или обратиться к данным, располагающимся в некотором сегменте, требовалось, чтобы уровень выполнения этой программы был не ниже уровня доступа соответствующего сегмента.

Также впервые в Multics была реализована полностью централизованная файловая система. То есть, даже если файлы находятся на разных физических устройствах, логически они как бы присутствуют на одном диске. В директории же указан не сам файл, а лишь ссылка на его физическое местонахождение. Однако все попытки наладить в системе относительно дружественный интерфейс провалились. Проект был закрыт.

На сегодняшний момент операционная система Windows фирмы Microsoft во всех её проявлениях считается самой распространённой операционной системой на ПК.

Microsoft Windows не была изначально операционной системой, она возникла в виде стандартизатора графического интерфейса и прижилась исключительно потому, что пользователь хотел видеть программу, с которой ему часто приходится работать, красивой, практичной, удобной и лёгкой в освоении и использовании.

В то же время, для ОС UNIX был создан специальный графический интерфейс – X Window System (X11). Промышленный гигант – фирма IBM – выпустила вместе с операционной системой OS/2 свой вариант графического интерфейса пользователя (GUI – Graphics User Interface) – Presentation Manager.

После запуска программа обычно создаёт одно окно, с которым она ассоциируется и работает. Пользователь, работая с окном и находящимися в нём объектами, заставляет операционную систему (или программную оболочку) посылать программе сообщения, активизирующие необходимые пользователю возможности программы.

В процессе работы программа также может создавать другие окна (выбора, диалога, обрабатываемого файла и др.) и получать от них сообщения.

Операционная система (оболочка), ориентированная на графический интерфейс пользователя, предоставляет не только функции, поддерживающие ввод-вывод, но и широкий спектр системных вызовов, позволяющих использовать различные графические примитивы: от самых простых (точки, линии, дуги) до самых сложных (области, окна, курсоры).

Основным преимуществом использования графического интерфейса операционной системы является то, что с его помощью программа может создавать графические изображения, которые будут выглядеть одинаково на всех устройствах, поддерживаемых операционной системой (принцип WYSIWYG – What You See Is What You Get – что видим, то и получаем).

Большое внимание в графическом интерфейсе операционной системы обычно уделяется шрифтам. Исторически сложилось так, что первыми и долгое время единственными шрифтами для компьютеров оставались растровые (точечно-матричные) шрифты. Такие шрифты занимали малый объём памяти, однако, их невозможно было вращать, наклонять, уменьшать без искажений, а увеличивать можно было только в целое число раз.

С появлением графического интерфейса операционные системы стали предоставлять системные вызовы для поддержки использования векторных шрифтов, которые не только легко масштабируются, меняют наклон и толщину, но и выглядят одинаково на всех устройствах, поддерживаемых операционной системой. Существует множество стандартов векторных шрифтов: TrueType, OpenType и др.

 

 
 


© Сибирская государственная геодезическая академия (СГГА), 2011