Книга

Об авторах | Содержание

Предыдущий раздел ! | Следующий раздел !

Глава 3. Редактирование геометрии.

Часть 1.

3.1. Ручки

В данной главе рассматриваются операции редактирования геометрии объектов, описанных в предыдущей главе:

  • операции редактирования примитивов с помощью ручек (разд. 3.1);
  • команды общего редактирования - копирование, перемещение, удлинение и т. п. (разд. 3.2);
  • специальные команды редактирования сложных примитивов (разд. 3.3-3.9).

Операции редактирования свойств (цвета, уровня, типа яинии и др.) рассмотрены в гл. 4.

Как уже рассказывалось в разд. 2.5, если в командной строке стоит приглашение Команда: (Command:), то можно отметить на экране видимые объекты и на них появятся ручки - небольшие синие квадраты в характерных точках объектов. Ручки - очень удобный инструмент для быстрого изменения выделенного объекта.

Посмотрим, какие ручки высвечиваются у разных примитивов и как можно ими пользоваться для их редактирования. Имена примитивов будут приведены такие, какие выдаются командой СПИСОК (LIST).

Для примитива ОТРЕЗОК (LINE) характерными точками являются конечные и средние точки. Выберите первую ручку отрезка (другими словами, возьмитесь за первую ручку), поместив прямоугольную мишень мыши на эту ручку, нажав и отпустив левую кнопку. Выбранная ручка должна сменить синий цвет на красный. AutoCAD выдает сообщение:

** РАСТЯНУТЬ **
Точка растягивания или [Базовая точка/Копировать/Отменить/выХод]:

(** STRETCH ** Specify stretch point or [Base point/Copy/Undo/eXit]:)

Укажите мышью другую точку. В эту точку будет перенесена выбранная конечная точка отрезка (рис. 3.1), причем указание новой точки может выполняться любым из способов, рассмотренных нами в разд. 2.3. Остальные опции аналогичны опциям команды КОПИРОВАТЬ (COPY), которые рассмотрены в разд. 3.2.

Рис. 3.1. Редактирование отрезка с помощью конечной ручки

Если вместо выбора точки нажать на клавишу <Enter>, то AutoCAD предлагает аналогичный запрос, но относящийся к команде ПЕРЕНЕСТИ (MOVE). После следующего нажатия на <Enter> запрос меняется и превращается в запрос команды ПОВЕРНУТЬ (ROTATE), затем - команды МАСШТАБ (SCALE), вслед за тем- ЗЕРКАЛО (MIRROR), далее снова возвращается на запрос команды РАСТЯНУТЬ (STRETCH). Эти команды предлагаются в циклическом порядке. Они также рассмотрены в разд. 3.2.

Если выбрать мышью не конечную ручку, а среднюю, то AutoCAD выдает такой же текст, как и в предыдущем случае. Укажите мышью новое положение средней точки (рис. 3.2). Отрезок переместится на новое место (перемещение задавалось для средней точки).

Рис. 3.2. Редактирование отрезка с помощью средней ручки

Аналогичным образом ручки используются и у других примитивов - для указания нового положения выбранной точки объекта или переноса всего объекта на новое место.

У примитива XLINE (это наименование выводится латинскими буквами и в английской, и в русской версиях) - прямая - высвечиваются базовая точка и две точки на прямой на небольшом расстоянии от базовой. Если переносить базовую точку, то перемещается вся линия, а если переносить точки других ручек, то базовая точка остается на месте, но изменяется наклон прямой (рис. 3.3).

Аналогично использование ручек для редактирования лучей (имя примитива в справочной информации - RAY). У луча высвечиваются две ручки: в базовой точке и в точке, определяющей направление. При перемещении базовой точки перемещается весь луч, при перемещении второй (направляющей) точки изменяется наклон луча.

На окружности (имя примитива - КРУГ (CIRCLE)) высвечивается пять ручек: в центре и квадрантах (т. е. крайней верхней, нижней, левой и правой точках). При попытке перемещения центральной ручки окружность перемещается на новое место, а в случае редактирования окружности за любую из остальных ручек окружность растягивается, меняя радиус (рис. 3.4).

Рис. 3.3. Редактирование наклона прямой с помощью ручки

Рис. 3.4. Редактирование радиуса окружности с помощью ручки

Рис. 3.5. Редактирование дуги с помощью ручки

У примитива ДУГА (ARC) высвечиваются три ручки: на концах и в середине. Перемещение любой из ручек ведет к изменению дуги, с построением новой дуги по трем точкам, из которых одна была новой (рис. 3.5).

Полилиния может быть представлена в информационном окне команды СПИСОК (LIST) с двумя наименованиями: LWPOLYLINE, т. е. легкая полилиния и ПОЛИЛИНИЯ (POLYLINE), т.е. сложная полилиния (см. разд. 3.3). Ручки высвечиваются на полилинии в концах сегментов и средних точках дуговых сегментов. При перемещении выбранной ручки на новое место прямолинейные сегменты меняются аналогично изменению отрезков при их перемещении за конечные точки, а дуговые сегменты - аналогично изменению дуг (рис. 3.6)

Примитив MLINE- мультилиния - редактируется с помощью ручек аналогично полилиниям.

Примитивы TEXT и МТЕХТ- текст и мультитекст - имеют ручки и тех точках, которые характеризуют положение или выравнивание текста. Любая из ручек может использоваться как инструмент для перемещения текста на новое место (рис. 3.7). В некоторых способах выравнивания (Поширине (Fit), впИсанный (Aligned)) перемещение одной ручки изменяет также и наклон текста.

Рис. 3.6. Редактирование полилинии с помощью ручки

Рис. 3.7. Редактирование текста с помощью ручки

Команды падающего меню Размеры (Dimension) создают следующие примитивы; РАЗМЕР (DIMENSION), LEADER и TOLERANCE (последние два переводятся как выноска и допуск). Изменения примитивов могут выполняться за любую ручку, что приводит к их перемещению или изменению формы.

Однако при редактировании размера с помощью ручек рекомендуется высвечивать ручки не только у размерного примитива, но и у объекта, для которого был проставлен размер. Когда вы перемещаете с помощью мыши ручку, к которой была привязана выносная линия размера, тогда происходит изменение не только основного объекта, но и его размерного примитива (рис. 3.8). Данное свойство называется ассоциативностью размеров.

Рис. 3.8. Одновременное редактирование объекта и связанного с ним размера с помощью ручки

Примитив РАЗМЕР имеет ручки не только у базовых точек, но и на концах выносных линий и у размерного текста. Эти ручки позволяют менять положение выносной линии и размерного текста (при этом общее оформление размера как единого целого сохраняется).

Редактирование штриховки с помощью ручек неэффективно, так как штриховка имеет всего одну ручку в центре тяжести и за эту ручку штриховку можно перенести на новое место (что, как правило, не имеет смысла). В тоже время следует вспомнить свойство ассоциативности штриховки, упомянутое в разд. 2.15. Благодаря этому свойству редактирование контура приведет к изменению штриховки, которая к нему привязана.

Ручки эллипса и эллиптической дуги (оба они являются примитивом ELLIPSE) высвечиваются в различных друг от друга местах. У полного эллипса их положение аналогично положению ручек окружности. При перемещении центральной ручки перемещается и весь выбранный эллипс. А вот если перемещать центральную ручку эллиптической дуги, то это приведет к изменению дуги (рис. 3.9), т. к. система AutoCAD старается сохранить конечные точки дуги на старом месте.

Рис. 3.9. Редактирование эллипса и эллиптической дуги с помощью ручки

Процесс редактирования сплайна с помощью ручек похож на процесс редактирования полилинии, но при этом перемещение одной ручки оказывает влияние на форму и других участков сплайна (рис. 3.10).

Если с помощью ручек редактировать ПОЛОСУ (ТRAСЕ), то она при этом фактически превращается в фигуру (рис. 3.11). Аналогично редактируется и ФИГУРА (SOLID).

Рис. 3.10. Редактирование сплайна с помощью ручки

Рис. 3.11. Редактирование полосы с помощью ручки

Рис. 3.12. Контекстное меню при выбранной ручке

Редактирование узловых точек с помощью ручек очевидно.

Удобным инструментом при редактировании с помощью ручек является контекстное меню. Если вы уже выбрали ручку для редактирования (т. е. на экране она изменила свой цвет на красный) и нажали правую кнопку мыши, то вызывается контекстное меню, изображенное на рис. 3.12.

В данном меню возможны следующие действия:

  • Enter - имитация нажатия клавиши <Enter> (циклический перебор команд общего редактирования);
  • Перенести (Move) - перенос объектов (команда ПЕРЕНЕСТИ (MOVE));
  • Зеркало (Mirror) - симметрирование объектов (команда ЗЕРКАЛО (MIRROR));
  • Повернуть (Rotate) - поворот объектов (команда ПОВЕРНУТЬ (ROTATE));
  • Масштаб (Scale) - масштабирование объектов относительно базовой точки (команда МАСШТАБ (SCALE));
  • Растянуть (Stretch) - растягивание объектов (команда РАСТЯНУТЬ (STRETCH));
  • Базовая точка (Base Point) - задание базовой точки вставки для текущего рисунка (команда БАЗА (BASE));
  • Копировать (Copy) - копирование объектов (команда КОПИРОВАТЬ (COPY));
  • Ссылка (Reference) - задание базовой точки для внешних ссылок;
  • Отменить (Undo) - отмена действия последней команды (команда О (U));
  • Свойства (Properties) - управление свойствами объектов (команда ОКНОСВ (PROPERTIES));
  • Соединиться с URL (Go to URL) - загрузка программы-браузера Web-страниц и соединение с адресом, хранящимся в выбранном объекте (команда GOTOURL);
  • Выход (Exit) - выход из режима редактирования с помощью ручек.

Рис. 3.13. Контекстное меню при отсутствии выбранных ручек

Пояснения к этому меню. Команды общего редактирования, как уже было сказано, рассмотрены в разд. 3.2. Операции вставки рисунков и внешних ссылок а также их базовых точек изучаются в гл. 7. Об управлении свойствами обьектов сказано в гл. 4. Вопросы связи с Интернетом u Web-cmpaницами рассмотрены в приложении 4.

Если вы еще не выбрали конкретную ручку для редактирования (ни одна ручка не изменила свой цвет на красный) и в этот момент нажали на правую кнопку мыши, то вызывается несколько другое контекстное меню, изображенное на рис. 3.13.

Структура этого меню похожа на структуру предыдущего (см. рис. 3.12), но существуют и отличия. В группе команд общего редактирования появился пункт Стереть (Erase), который удаляет выбранные объекты.

Пункт Отменить выбор (Deselect All) позволяет отменить выбор ручек, т. е. равносилен двукратному нажатию на клавишу <Esc>.

Рис. 3.14. Диалоговое окно Быстрый выбор

Пункт Быстрый выбор... (Quick Select) вызывает диалоговое окно Быстрый выбор (Quick Select) (рис. 3.14), позволяющее более тонко (по цвету, типу линии, слою и т. д.) выбрать объекты для последующих операций, причем структура окна такова, что можно составить уравнение выбора типа с такими операциями, как "равно", "не равно" и т. п. Для этой цели используются поля Применить: (Apply to:). Тип объектов: (Object Type:), Свойства: (Properties:), Оператор: (Operator:), Значение: (Value:). Поле Отобранные объекты (How to apply) позволяет либо добавлять в набор, либо исключать из уже существующего набора выбранные объекты. О различных свойствах объектов рассказано в следующей главе.

Пункт Найти (Find) контекстного меню вызывает диалоговое окно. которое позволяет найти строку текстового примитива и заменить ее на другую.

Пункт Свойства (Properties) вызывает окно изменения свойств, рассмотренное в гл. 4.

Группа пунктов меню посвящена традиционной работе с буфером операционной системы Windows, в которой можно временно помещать объекты, а затем вставлять их в новое место того же рисунка или в новый файл. Пункт Вырезать (Cut) соответствует команде ВБУФЕР (CUTCLIP) - вырезает (удаляет) объект из чертежа и помещает его в буфер. Пункт Копировать (Copy), соответствующий команде КБУФЕР (COPYCLIP), копирует объект в буфер, но не удаляет его из рисунка. Пункт Копировать с базовой точкой (Copy with Base Point) тоже соответствует команде КБУФЕР (COPYCLIP), но позволяет еще уточнить и точку вставки (в предыдущем случае она обычно находится в левом нижнем углу изображения). Пункт Вставить (Paste) соответствует команде ВСТБУФЕР (PASTECLIP) для вставки объекта из буфера. В пункте Вставить как блок (Paste as Block) тоже вставляется объект из буфера, но он оформляется как вставка блока. Пункт Вставить с исходными координатами (Paste with Original Coordinates) позволяет перенести объект из буфера в новый файл, но в той же системе координат, что и в файле, из которого он был извлечен {системы координат изучаются в разд. 9.1). Подробно операции вставки файлов и блоков и влияние базовой точки рассмотрены в разд. 7.1.

В падающем меню Сервис (Tools) есть пункт Настройка (Options), используемый для настройки ряда функций AutoCAD. Его работа аналогична вызову команды НАСТРОЙКА (OPTIONS) из командной строки или выбору пункта Настройка (Options) из контекстного меню, вызываемого с помощью правой кнопки мыши в момент, когда указатель мыши располагается в зоне командных строк. Подробнее команда НАСТРОЙКА (OPTIONS) рассмотрена в гл. 11, а в данный момент важно то, что она вызывает диалоговое окно Настройка (Options), имеющее целый ряд вкладок и в частности вкладку Выбор (Selection) (рис. 3.15).

Правая часть вкладки посвящена настройке ручек. Во-первых, инструмент ручек можно вообще отключить, если сбросить флажок Включить ручки (Enable grips). Во-вторых, можно установить удобные для вас цвета невыбранных и выбранных ручек с помощью соответствующих полей Цвет невыбранных ручек: (Unselected Grip Color:) и Цвет выбранных ручек: (Selected Grip Size:). Поле Размер ручек (Grip Size) позволяет менять размер ручек.

Рис. 3.15. Диалоговое окно Настройка, вкладка Выбор

Ручки используются также для предварительного выбора объектов при таких операциях общего редактирования, как стирание, копирование, перенос и т. п. Если объекты предварительно не были выбраны, то тогда команды редактирования будут выдавать запрос на выбор объектов. Выбранные объекты образуют так называемый набор, т. е. подмножество объектов рисунка. Набор может как пополняться другими объектами, так и исключать объекты из своего состава.

В разд. 2.5 мы уже рассмотрели вопрос выбора объектов тремя способами:

  • непосредственным указанием,
  • обычной рамкой,
  • секущей рамкой.

Если помечать объекты в ответ на запрос Команда: (Command:), то на самом деле это будет означать выполнение команды ВЫБРАТЬ (SELECT), формирующей набор объектов, с которыми будут выполнены какие-то действия, определяемые в процессе выполнения команды. Сама команда может быть введена также с помощью клавиатуры и будет выдавать повторяющийся запрос (запрос повторяется в цикле, пока не нажать на клавишу <Enter>):

Выберите объекты:

(Select objects:)

Существует много вариантов выбора. Чтобы получить подсказку с перечислением этих вариантов, необходимо на клавиатуре ввести "?" (нажав, разумеется, после него <Enter>). Подсказка выглядит так:

Требуется точка или

Рамка/Последний/Секрамка/БОКС/Все/Линия/
РМн-угол/СМн-угол/Группа/ Добавить/Исключитъ/
Несколько/Текущий/Отменить/Авто/
Единственный Выберите объекты:

(Expects a point or Window/Last/Crossing/BOX/ALL/Fence/WPolygon/CPolygon/Group/Add/Remove/ Multiple/Previous/Undo/A Uto/Single Select objects:)

Необходимо указать точку с помощью мыши или ввести одну из опций выбора. Если при указании точки с помощью мыши квадратная мишень (она часто называется прицелом) попадает на линию какого-то объекта, то он выбирается и подсвечивается. Если внутри мишени не оказывается линий объектов, то тогда указанная точка становится первой точкой рамки выбора и выдается следующий запрос:

Противоположный угол:

(Opposite corner:)

Вторая точка, указываемая вами в этот момент времени, становится вторым углом рамки, причем рамка является обычной (т. е. выбирает только объекты, попавшие внутрь рамки), если вторая точка рамки была указана правее первой, и секущей рамкой (т. е. выбирает и объекты, попавшие внутрь рамки, и объекты, пересеченные рамкой) - если вторая точка указана левее первой. Разберем опции выбора:

  • Рамка (Window) - позволяет две точки, указываемые далее, считать углами обычной рамки, независимо от их расположения;
  • Последний (Last) - выбирает последний построенный объект из видимых на экране;
  • Секрамка (Crossing) - позволяет две точки, указываемые далее, считать углами секущей рамки, независимо от их расположения:
  • БОКС (BOX) - переходит в режим указания рамки, которая становится обычной или секущей в зависимости от расположения углов рамки:
  • Все (ALL) - выбирает все незамороженные объекты рисунка (о замораживании слоев см. разд. 4.3);
  • Линия (Fence) - позволяет построить разомкнутую (открытую) полилинию и в набор включаются пересеченные ею объекты:
  • РМн-угол (Wpolygon) - строит аналог рамки в форме замкнутого многоугольника, и выбираются только те объекты, которые попадают внутрь него;
  • СМн-угол (Cpolygon) - является аналогом секущей рамки, но рамка имеет форму многоугольника;
  • Группа (Group) - выбирает группу (набор с именем, сформированный ранее по команде ГРУППА (GROUP));
  • Добавить (Add) - позволяет перейти в режим добавления объектов в набор (завершает режим исключения объектов из набора):
  • Исключить (Remove) - переходит в-режим исключения объектов из набора (завершает режим добавления объектов в набор);
  • Несколько (Multiple) - не подсвечивает объекты при их выборе, ускоряя тем самым работу;
  • Текущий (Previous) - позволяет взять в качестве набора набор, сформированный системой AutoCAD в предыдущий раз;
  • Отменить (Undo) - отменяет последнюю операцию добавления объекта в набор или его исключения;
  • Авто (Auto) - переходит в режим автоматического выбора. При этом если в мишень в точке указания попадает объект, происходит его выбор. В противном случае введенная точка становится первым углом обычной или секущей рамки, т. е. включается режим БОКС (BOX);
  • Единственный (Single) - позволяет перейти в режим выбора единственного объекта, попавшего в мишень устройства указания. После обнаружения первого объекта операция выбора прекращается.

Режимы Авто (Auto) и Добавить (Add) действуют по умолчанию.

Предыдущий раздел ! | Следующий раздел !

©2002 Малинин В.В. - редактор
электронной версии
©2002 ЦИТ СГГА - издатель
Все права защищены.